Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Марьянковой Н.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Зосим В.С. (доверенность от 01.04.2011 N 100), Суровцева М.А. (доверенность от 15.12.2011 N 177), от администрации Петрозаводского городского округа Гришковой А.Ф. (доверенность от 10.01.2012 N 1.3.13/5),
рассмотрев 24.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2011 (судья Богданова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Смирнова Я.Г., Горшелев В.В., Медведева И.Г.) по делу N А26-2322/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.11, В, ОГРН 1031000052335 (далее - ОАО "ПКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2, ОГРН 1021000538481 (далее - Администрация), о взыскании 127 239 725 руб. задолженности по муниципальному контракту от 30.12.2005 N 707 на выполнение работ по строительству первого пускового комплекса по реконструкции водопроводных очистных сооружений в г. Петрозаводске.
В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное унитарное предприятие "Управление капитального строительства г. Петрозаводска, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 1, ОГРН 1021000533058 (далее - Предприятие), и Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет по ценам).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ПКС" просит отменить принятые по делу судебные акты, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельства дела и имеющимся в нем доказательствами, а также в связи с нарушением судами норм материального права. При этом Общество ссылается на следующее. Суды сделали неверный вывод о том, что Общество должно было вложить в строительство водопроводных очистных сооружений в г. Петрозаводске 127 239 725 руб. собственных средств, а также о том, что муниципальный контракт был заключен на условиях, установленных конкурсной документацией. Пункт 2.3.1 контракта ничтожен, в то время как суды это не учли. Суды безосновательно руководствовались данными Комитета по ценам о включении в тариф на оказываемые Обществом услуги водоснабжения и водоотведения инвестиционной составляющей по строительству блока 1 ступени очистки на площадке ВОС в г. Петрозаводске в размере 129 200 тыс. руб., и неправильно связали муниципальный контракт и инвестиционный договор N 2 от 28.12.2005.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось по ходатайству Общества для заключения мирового соглашения. Мировое соглашение не заключено.
В судебном заседании представители ОАО "ПКС" поддержали кассационную жалобу, а представитель Администрации просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2011 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 проверена в кассационном порядке.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Между муниципальным образованием город Петрозаводск в лице Администрации, ОАО "ПКС" и Петрозаводским муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и в рамках соглашения N 1 об инвестициях в сфере эксплуатации и развития муниципальных коммунальных систем от 23.06.2005 заключен инвестиционный договор от 28.12.2005 N 02 (далее - инвестиционный договор).
Предметом инвестиционного договора является реализация Обществом инвестиционного проекта "Строительство 1 пускового комплекса по реконструкции ВОС" (далее - объекта) с предполагаемым объемом инвестиций в размере 260 000 тыс. руб. Под инвестиционным проектом понимается осуществление Обществом строительства объекта недвижимости - блока 1 ступени очистки водопроводных очистных сооружений (ВОС), расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варкауса, 1.
Право собственности на реконструированное, модернизированное либо восстановленное при реализации инвестиционного проекта имущество сохраняется за муниципальным образованием с условием возмещения затрат Общества на реализацию инвестиционного проекта, в порядке, предусмотренном пунктом 2.9 инвестиционного договора.
Согласно пункту 2.9 инвестиционного договора источником возврата инвестиционных вложений могут являться тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, и средства экономии, полученные Обществом от использования Объекта.
В соответствии с пунктом 2.1 инвестиционного договора объем инвестиционных вложений Общества распределяется на срок реализации проекта, а в силу пункта 2.2 объем таких вложений может корректироваться в соответствии со сметами расходов на производство работ один раз в год не позднее 30 ноября текущего года.
По результатам открытого конкурса между Администрацией (заказчиком) и ОАО "ПКС" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт (договор подряда) от 30.12.2005 N 407 на выполнение работ по строительству первого пускового комплекса по реконструкции водопроводных очистных сооружений в г. Петрозаводске (далее - муниципальный контракт, договор N 407). В соответствии с названным муниципальным контрактом подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы, монтаж и приобретение оборудования по Объекту собственными и привлеченными силами в соответствии с условиями договора, проектно-сметной документацией и действующими нормами и правилами.
Цена всего объема строительно-монтажных работ, монтажа и приобретения оборудования составляет 245 569 960 руб. Работы выполняются с января 2006 года по декабрь 2007 года.
В соответствии с пунктом 2.3 муниципального контракта объемы работ и их финансирование по годам будет осуществляться в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Карелия, Российской Федерации, средств городского бюджета и привлеченных средств, с оформлением дополнительного соглашения на соответствующий год.
Согласно пункту 2.3.1 муниципального контракта ОАО "ПКС" направляет на финансирование работ объем инвестиций в соответствии с инвестиционным договором от 28.12.2005 N 2, заключенным между Администрацией, ОАО "ПКС" и ПМУП "Водоканал".
Объем работ, выполняемых в 2006 году, составляет 86 389 тыс. руб. с финансированием за счет бюджета Республики Карелия (распоряжение Правительства Республики Карелия от 25.01.2006 N 13р-П) и средств, выделенных подрядчиком (пункт 2.6 договора N 407).
К муниципальному контракту заключено несколько дополнительных соглашений, в которых изменяется содержание пункта 2.6.
Согласно дополнительному соглашению от 21.04.2006 объем выполняемых в 2006 году работ составляет 86 389 тыс. руб. с финансированием за счет средств бюджета Республики Карелия в размере 40 000 тыс. руб. и 46 389 тыс. руб., выделенных ОАО "ПКС".
Согласно дополнительному соглашению от 20.12.2006 объем выполняемых в 2006 году работ составляет 82 878,2 тыс. руб. с финансированием за счет средств бюджета Республики Карелия в размере 36 489,2 тыс. руб. и 46 389 тыс. руб., выделенных ОАО "ПКС".
Согласно дополнительному соглашению от 19.03.2007 стоимость работ, выполненных в 2006 году, составляет 79 077,05 тыс. руб., в том числе за счет бюджета Республики Карелия - 3944,77 тыс. руб. (распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.12.2006 N 412р-П), средств подрядчика (ОАО "ПКС") - 7566,87 тыс. руб. и за счет материалов, переданных в хозяйственное ведение МУП "УКС г. Петрозаводска" - 3622,1 тыс. руб. (распоряжение главы самоуправления г. Петрозаводска от 28.12.2006 N 650-р).
По дополнительному соглашению от 22.05.2007 пункт 2.6 муниципального контракта изложен следующим образом "Стоимость работ, выполненных в 2006 году, составляет 79 077,05 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 36 489,07 тыс. руб., за счет собственных средств ОАО "ПКС" - 42 587,98 тыс. руб. Стоимость работ, выполняемых в 2007 году, составляет 65 476,87 тыс. руб. Финансирование объекта осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия - 3944,77 тыс. руб. (распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.12.2006 N 412р-П), средств подрядчика (ОАО "ПКС" - 57 910 тыс. руб. и за счет материалов, переданных в хозяйственное ведение МУП "УКС г. Петрозаводска" - 3622,1 тыс. руб. (распоряжение главы самоуправления г. Петрозаводска от 05.10.2006 N 495-р и от 28.12.2006 N 650-р".
Согласно дополнительному соглашению от 19.12.2007 стоимость работ, выполненных в 2006 году, составляет 79 077,05 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 36 489,07 тыс. руб., за счет собственных средств ОАО "ПКС" - 42 587,98 тыс. руб. Стоимость работ, выполняемых в 2007 году, составляет 66 025,24 тыс. руб. Финансирование объекта осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия - 16 692,66 тыс. руб. (распоряжение Правительства Республики Карелия от 10.12.2007 N 441р-П), средств подрядчика (ОАО "ПКС") - 45 710,48 тыс. руб. и за счет материалов, переданных в хозяйственное ведение МУП "УКС г. Петрозаводска" - 3622,1 тыс. руб. (распоряжение главы самоуправления г. Петрозаводска от 05.10.2006 N 495-р и от 28.12.2006 N 650-р).
Согласно дополнительному соглашению от 28.12.2007 содержание пункта 2.6 муниципального контракта вновь изменено и изложено следующим образом. "Стоимость работ, выполненных в 2006 году, составляет 79 077,05 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 36 489,07 тыс. руб., за счет собственных средств ОАО "ПКС" - 42 587,98 тыс. руб. Стоимость работ, выполняемых в 2007 году, составляет 86 337,56 тыс. руб. Финансирование объекта осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия - 16 692,66 тыс. руб. (распоряжение Правительства Республики Карелия от 10.12.2007 N 441р-П), средств подрядчика (ОАО "ПКС") - 66 022,80 тыс. руб. и за счет материалов, переданных в хозяйственное ведение МУП "УКС г. Петрозаводска" - 3622,1 тыс. руб. (распоряжение главы самоуправления г. Петрозаводска от 05.10.2006 N 495-р и от 28.12.2006 N 650-р)".
По дополнительному соглашению от 15.08.2008 окончание работ (пункт 4.1 муниципального контракта) перенесено на 31.12.2008 и вновь изменено содержание пункта 2.6. Названный пункт изложен следующим образом. "Стоимость работ, выполненных в 2006 году, составляет 79 077,05 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 36 489,07 тыс. руб., за счет собственных средств ОАО "ПКС" - 42 587,98 тыс. руб. Стоимость работ, выполненных в 2007 году, составляет 86 337,56 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 16 692,66 тыс. руб., за счет собственных средств подрядчика (ОАО "ПКС") - 66 022,80 тыс. руб. и за счет материалов, переданных в хозяйственное ведение МУП "УКС г. Петрозаводска" - 3622,1 тыс. руб. Стоимость работ, выполняемых в 2008 году, составляет 35 759,6 тыс. руб. Финансирование объекта осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия - 6423,8 тыс. руб. (распоряжение Правительства Республики Карелия от 20.03.2008 N 120р-П), за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа - 980, 4 тыс. руб. (решение Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007) и за счет средств подрядчика (ОАО "ПКС") - 28 355, 4 тыс. руб".
Согласно подписанным актам по форме КС-2 и справкам КС-3 истец выполнил работы и поставил материалы по муниципальному контракту на сумму 187 825 660 руб. 28 коп. Поскольку Администрацией оплачено лишь 60 585 930 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 127 239 725 руб. задолженности.
Вместе с тем, требуя взыскать оставшуюся сумму, истец не учитывает, что он сам должен был профинансировать за счет собственных средств 136 966,18 тыс. руб.
Как правильно установлено судами, инвестиционный договор и договор N 407 взаимосвязаны. Оплата выполненных Обществом работ производится частично уплатой денежных средств, а в остальной части путем учета инвестиционной составляющей в устанавливаемых для Общества тарифах на водопотребление и водоотведение. Доводы Общества об отсутствии связи между инвестиционным договором и договором N 207 и наличием неисполненной обязанности Администрации оплатить задолженность исходя из подписанных актов КС-2 и справок КС-3, противоречат материалам дела.
Судами установлено, что фактически истец полностью получил оплату выполненных работ исходя из того, что сумма его инвестиционных вложений была ему возвращена путем включения в тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению, что не противоречит пункту 39 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Таким образом, осуществленное истцом финансирование работ компенсировано ему и соответственно, его доводы о безвозмездности договора несостоятельны.
Столь же несостоятельны доводы о недействительности пункта 2.3.1 муниципального контракта.
Кассационная инстанция считает, что судами всесторонне и полно исследованы материалы дела и правильно применены нормы материального и процессуального права. Суды не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, а соответственно, уплаченная при ее подаче государственная пошлина не перераспределяется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А26-2322/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.