Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 10.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2011 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Семиглазов В.А.) по делу N А21-2923/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автозапимпорт", место нахождения: 236000, Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 17а, ОГРН 1023900584102 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду, место нахождения: 236010, Калининград, пр. Победы, д. 38а (далее - Инспекция N 8), выразившееся в неосуществлении зачета сумм, подлежавших возмещению из бюджета по уточненным налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь, август, октябрь, ноябрь и декабрь 2006 года, январь, сентябрь 2007 года и IV квартал 2008 года;
- произвести зачет сумм переплаты по НДС за ноябрь 2006 года, январь-декабрь 2007 года и IV квартал 2008 года в счет погашения недоимки за I-III кварталы 2008 года и I квартал 2009 года;
- признать недействительным требования об уплате налога от 04.03.2010 N 187503 и от 03.04.2010 N 188865;
- признать незаконным бездействие Инспекции N 8, выразившееся в неотзыве требования об уплате налога от 02.10.2009 N 123009.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2010 заявленные требования удовлетворены. В апелляционной инстанции решение от 15.07.2010 не обжаловалось.
Общество 12.09.2011 обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о процессуальном правопреемстве - замене Инспекции N 8 на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция N 9) в части требования заявителя о возмещении путем возврата из федерального бюджета 1 722 005 руб. НДС по уточненной налоговой декларации за июнь 2006 года.
Данное заявление было мотивировано переводом Общества на налоговый учет в Инспекцию N 9.
Определением от 02.11.2011 в удовлетворении заявления о замене ответчика отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.01.2012 определение от 02.11.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 8 просит отменить обжалуемые определение и постановление, указывая на фактическое признание Инспекции N 9 правопреемником ответчика по настоящему делу.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В силу части первой статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из буквального толкования названной статьи следует, что процессуальное правопреемство связано с переменой лица в обязательстве на основании реорганизации либо в предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) случае. Иного названная процессуальная норма не предусматривает.
В данном случае переход заявителя в другой налоговый орган не свидетельствуют о факте процессуального правопреемства в порядке реорганизации, поскольку первоначально в суд было заявлено требование только к Инспекции N 8, которая является действующим налоговым органом.
Таким образом, ссылка подателя жалобы на распоряжение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 01.11.2010 N 091-Р@, в соответствии с которым Общество было поставлено на учет в другой налоговый орган, обоснованно не принята судами первой и апелляционной инстанций в качестве предусмотренного статьей 48 АПК РФ основания для осуществления процессуального правопреемства.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Согласно статье 2 названного Закона единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Постановка налогоплательщика на учет в иной налоговый орган не влияет на обязательства государства перед налогоплательщиком по возмещению НДС из федерального бюджета при подтверждении таким лицом в установленном порядке своего права.
Вместе с тем ни из арбитражного процессуального законодательства, ни из налогового законодательства не следует, что обязанность по восстановлению права, нарушенного одним государственным органом, подлежит возложению на другой орган, на налоговый учет в который перешел налогоплательщик.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что суды правильно применили положения статьи 48 АПК РФ и законно отказали в процессуальном правопреемстве, в силу чего обжалуемые определение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 по делу N А21-2923/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.