Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 10.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муезерский Гранит" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2011 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А26-4371/2011,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исками к обществу с ограниченной ответственностью "Муезерский Гранит", место нахождения: 186855, Республика Карелия, Суоярвский р-н, п. Поросозеро, Центральная ул., д. 40, ОГРН 1061001076047 (далее - ООО "Муезерский Гранит", Общество), о взыскании 595 512 руб. задолженности по арендной плате за период с 2008 по 2010 годы (дело N А26-3816/2011), 142 253 руб. задолженности по арендной плате по сроку уплаты 15.05.2011 и 1205 руб. 17 коп. пеней за несвоевременное внесение арендной платы по сроку уплаты 15.05.2011 (дело N А26-4371/2011).
Определением суда от 29.09.2011 указанные дела объединены в одно производство под N А26-4371/2011.
Решением от 11.10.2011 суд удовлетворил требования Министерства.
Постановлением от 31.01.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Муезерский Гранит", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и вынести новое решение.
Податель жалобы считает, что леса в кварталах 114, 115, 116 по целевому назначению являются эксплуатационными лесами, поскольку:
- при расчете первоначального размера арендной платы за 2008 - 2010 годы был взят соответствующий коэффициент для эксплуатационных лесов;
- целевое назначение лесов в кварталах 114, 115, 116 определено в приложении N 2 к Договор аренды лесного участка N 83 (далее - Договор N 83), которое является неотъемлемой частью этого договора, подписано сторонами без замечаний, не изменено ими и не отменено судом;
- Министерство должно было предоставлять достоверную информацию о лесном участке, переданном в аренду;
- Министерство, изменив в нарушение статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке задним числом целевое назначение лесов в кварталах 114, 115, 116, изменило условия Договора N 83;
- истец пропустил срок исковой давности в отношении признания недействительным условия в приложении N 2 к Договору N 83 об отнесении кварталов N 114, 115, 116 к эксплуатационным лесам;
- отнесение лесов в кварталах N 113, 114, 115, 116 к эксплуатационным лесам подтверждается приложениями N 2, 3 и 5 к Договору N 83, актами натурного технического обследования от 10.04.2008 и 22.05.2008, лесорубочными билетами N 82, 83, 88 и 89, полученными в октябре 2008 года.
Ответчик не согласен с расчетом доначисленной ему за 2008 - 2011 годы арендной платы, поскольку:
- арендодатель должен был производить расчет арендной платы за пользование лесными участками, занятыми просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, только с применением коэффициента 0,5, установленного пунктом 8 примечаний к Таблице N 14 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310), и коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете (1,07 - за 2008 год и 1,13 - за 2009 и 2010 годы), и не должен был применять коэффициент 3 в связи с отсутствием лесов на данных лесных участках.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Министерство лесного комплекса Республики Карелия (после преобразования на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П - Министерство; арендодатель) и ООО "Муезерский Гранит" (арендатор) 10.11.2008 заключили Договор аренды лесного участка N 83, в соответствии с которыми Министерство передало Обществу в аренду лесной участок, расположенный в кварталах 98, 99, 113, 114, 115, 116 Поросозерского участкового лесничества (на площади 107,36 га), в целях разработки месторождения "Егоркина горка" в соответствии с лицензией на добычу строительного камня.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора N 83 лесной участок передан в аренду до 30.01.2032. Договор N 83 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 26.11.2008 за номером 10-10-01/083/2008-039.
В пункте 5.2 Договора N 83 установлено, что арендатор вносит арендную плату ежеквартально (приложение N 4 заключается ежегодно) в следующие сроки в процентном отношении от размера годовой арендной платы: до 15 февраля - 25%, 15 мая - 25%, 15 августа - 25% и 15 ноября - 25%.
Согласно приложениям N 4 к Договору N 83 арендатор в 2008 году должен был уплатить 635 219 руб., в 2009 - 2011 годах - по 670 839 руб., в том числе по сроку уплаты на 15.05.2011 - 167 710 руб.
В силу пункта 5.3 Договора N 83 в случае изменения категории земель и состояния лесного фонда, размера участка, порядка расчета и взимания арендной платы, действующих ставок платы за гектар находящихся в пользовании лесных участков, размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
В приложении N 2 к Договору N 83 указаны характеристики лесного участка и его насаждений, в том числе целевое назначение лесов: защитные леса (113 квартал), эксплуатационные леса (98, 99, 114, 115, 116 кварталы).
В приложении N 7 к Договору N 83, подписанному сторонами, указан перечень и характеристика выделов лесного участка, расчет платы за аренду лесного участка, в том числе отражено применение поправочных коэффициентов, учитывающих назначение и категории лесов, предусмотренных Постановлением N 310.
Министерство направило в адрес Общества письмо от 01.04.2011 N 385, в котором указало, что поскольку на имя главы Республики Карелия поступило предписание Рослесхоза от 31.12.2010 N 12 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Республики Карелия переданных отдельных полномочий в области лесных отношений", была произведена проверка правильности расчета размера арендной платы по Договору N 83 и выявлено несоответствие применяемого коэффициента в отношении защитности лесов. При расчете применялся коэффициент в отношении эксплуатационных лесов в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Карелия по лесу от 18.06.2007 N 314 "О приведении размеров зеленых зон городов в соответствии с ГОСТом - 17.53.01.-78 "Состав и размер зеленых зон городов", в то время как площади лесных участков, переданных в аренду в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), расположены в зеленых зонах и защитных лесах.
В данном письме Министерства от 01.04.2011 N 385, извещении о внесении арендной платы, приложении N 7 (новая редакция) к Договору N 83, а также уведомлении о перерасчете арендной платы арендатору предлагалось внести арендную плату в общей сумме 595 512 руб., в том числе за 2008 год - 26 498 руб., за 2009 год - 284 507 руб., за 2010 год - 284 507 руб.
Письмом от 11.05.2011 N 778 в адрес ООО "Муезерский гранит" направлен перерасчет арендной платы на 2011 год (приложение N 4 к Договору N 83).
Поскольку Общество в добровольном порядке доначисленную арендную плату не внесло, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, посчитав заявленные истцом требования правомерными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ установлено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно частям 2 статей 3 Федеральных законов от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,07, в 2009 - 2011 годах с коэффициентом 1,13.
По мнению ответчика, леса в кварталах 114, 115, 116 по целевому назначению являются эксплуатационными лесами. Общество отмечает, что целевое назначение лесов в указанных кварталах определено в приложении N 2 к Договору N 83, которое является неотъемлемой частью этого договора, подписано сторонами без замечаний, не изменено ими и не отменено судом;
Кассационная инстанция не находит данный довод обоснованным в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций установили, что все доначисления арендной платы связаны исключительно с неправомерным отнесением Договором N 83 спорных участков леса к эксплуатационным лесам, в то время как до заключения названного Договора и на момент его заключения указанные участки относились к защитным лесам, что подтверждается проектом организации и развития лесничества (таксационным описанием спорных участков 1996 - 1997 годов) и таксационным описанием по состоянию на 01.01.2011 (том 4, листы 23-40), а также письмом Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (Рослесхоза) от 07.10.2008 N СШ-04/1081 об отмене приказа от 18.06.2007 N 314 (том 2, лист 72).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно действовавшим на момент заключения Договора N 83 пунктам 39 и 41 статьи 81 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам, в том числе зеленым зонам, и эксплуатационным лесам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (а не органов субъектов Российской Федерации), в связи с чем отнесение в договоре спорных кварталов N 114, 115, 116 к эксплуатационным лесам на основании приказа Государственного комитета Республики Карелия по лесу от 18.06.2007 N 314 об изменении состава и размеров зеленых зон произведено в нарушение федерального закона. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации данное условие договора об отнесении спорных кварталов к эксплуатационным лесам при доначислении арендной платы правомерно не учтено Министерством, а расчет произведен исходя из категории защитности лесов в соответствии с данными лесоустройства, действовавшими на момент заключения Договора.
Ответчик также не согласен с расчетом доначисленной ему за 2008 - 2011 годы арендной платы, поскольку, по его мнению, арендодатель должен был производить расчет арендной платы за пользование лесными участками, занятыми просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, только с применением коэффициента 0,5, установленного пунктом 8 примечания к таблице N 14 Постановления N 310, и коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете (1,07 за 2008 год и 1,13 за 2009 - 2010 годы), но не должен был применять коэффициент 3 в связи с отсутствием лесов на спорных кварталах N 114, 115, 116.
Между тем в соответствии с пунктом 4 примечания к таблице N 14 Постановления N 310 к ставкам в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, применяется поправочный коэффициент в отношении зеленых зон сельских поселений - 3.
Согласно пункту 7 указанного примечания, если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.
В силу пункта 8 примечания к таблице N 14 Постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Исходя из содержания пунктов 4 и 8 указанного примечания следует, что поправочные коэффициенты применяются к защитным лесам, границы которых определены в установленном порядке, понижающий коэффициент применяется в зависимости от фактического состояния конкретного земельного участка.
Одновременное применение поправочного коэффициента 3 и понижающего коэффициента 0,5 при расчете арендной платы не противоречит Постановлению N 310.
Таким образом, арендодатель обоснованно применил ставки арендной платы и поправочные коэффициенты, предусмотренные Постановлением N 310 (в примечании к таблице N 14), в соответствии с условием Договора N 83 (приложение N 7 к Договору N 83) об одновременном применении коэффициента, учитывающего экологическую составляющую лесов (назначение лесов, категория защитности - пункты 1-7 примечания к таблице N 14) и коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда (пункт 8 примечания к таблице N 14).
Суды обоснованно отметили, что согласно расчету доначисленной арендной платы по Договору за 2008 - 2010 годы (том 1, листы 135-136), осуществленному арендодателем применительно к расчету, указанному в приложении N 7 к Договору N 83, но приведенному в соответствие с законом в части установления целевого назначения земель, арендная плата за 2008 год с применением установленного законом о федеральном бюджете на 2008 год коэффициента 1,07 составила 904 620 руб. 33 коп., за 2009 - 2010 годы с применением бюджетного коэффициента на 2009 год, 2010 год, равного 1,13, составила 955 346 руб. 70 коп.
В этом же размере начислена арендная плата за 2011 год - 955 346 руб. 70 коп., о чем Министерство сообщило Обществу письмом от 11.05.2011 N 778, полученным Обществом 16.05.2011 (том 3, листы 29-31). При этом об аналогичном перерасчете арендной платы за 2009 - 2010 годы Общество было уведомлено еще в апреле 2011 года, в связи с чем в силу пункта 5.2 Договора N 83 о сроках внесения арендной платы (до 15 февраля - 25%, до 15 мая - 25% и т.д.) арендатор должен был внести арендную плату по сроку уплаты 15.05.2011 в новом размере.
Таким образом, Министерство правомерно начислило Обществу 1 205 руб. 17 коп. пеней в соответствии с пунктом 6.2 Договора N 83 по состоянию на 08.06.2011.
Расчетом Министерства подтверждается применение в расчете арендной платы на 2011 год бюджетного коэффициента 1,13.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования Министерства.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А26-4371/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муезерский Гранит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.