Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от предпринимателя Голубевой Е.П. - Исаева П.П. (доверенность от 02.07.2010) и Прокофьевой Е.М. (доверенность от 15.11.2010), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. (доверенность от 27.12.2011), от Правительства Тверской области Репиной Е.В. (доверенность от 20.01.2012),
рассмотрев 21.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Голубевой Елены Петровны на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу N А66-8491/2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.),
установил:
Предприниматель Голубева Елена Петровна, ОГРНИП 308690804500033, обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Правительству Тверской области (далее - Правительство) о признании недействительным решения об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:35:000020:0676, 69:35:000020:0677 и 69:35:000020:0678 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 25.11.2011 требования удовлетворены, признано недействительным решение Комитета по управлению имуществом Тверской области от 23.05.2011 N 052/Г-2030/ОГ об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения, на Правительство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о переводе спорных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Предпринимателю Голубевой Е.П. возвращены из федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по иску.
Постановлением апелляционного суда от 21.02.2012 решение отменено в части признания недействительным решения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 23.05.2011 об отказе в переводе земель и обязании Правительства Тверской области устранить допущенное нарушение прав предпринимателя, приняв решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта и земель иного специального назначения. В удовлетворении требований предпринимателя Голубевой Е.П. в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Голубева Е.П. просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционный суд сделал неправильный вывод о том, что добыча песка началась предпринимателем до перевода земельных участков; податель жалобы считает, что отчет Голубевой Е.П. об изменении запасов в карьере не может служить доказательством, подтверждающим эти обстоятельства; вывод апелляционного суда о том, что администрация Тверской области не принимала решение об отказе в переводе земельных участков, опровергается уведомлениями и письмом об отказе; оснований для отказа у администрации не было; доказательством соответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка является лицензия на добычу строительного песка; суд первой инстанции правильно применил постановление от 24.10.2006 N 261 в редакции от 03.06.2008.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители предпринимателя Голубевой Е.П. подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Министерства и Правительства обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Предпринимателю Голубевой Е.П. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером 69:35:000020:0676 площадью 42 400 кв.м, с кадастровым номером 69:35:000020:0677 площадью 42 400 кв.м и с кадастровым номером 69:35:000020:0678 площадью 42 400 кв.м, расположенные по адресу: Тверская область, Удомельский район, Удомельское сельское поселение в районе деревни Лайково-Храповицкое, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.08.2007.
Предприниматель Голубева Е.П. получила лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 800862 с целевым назначением работ и видами работ - разведка и добыча песка строительного участка недр "Кубыча" для дорожно-строительных целей сроком до 01.01.2019.
Предприниматель Голубева Е.П. обратилась в администрацию Тверской области с заявлением о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с целью размещения карьера для добычи песка.
Решением координационного совета, оформленным протоколом от 21.04.2011 N 73, перевод спорных земельных участков из состава земель одной категории в другую признан необоснованным.
Администрация Тверской области направила предпринимателю письмо от 23.05.2011 N 052/г-2030/ОГ, в котором сослалась на пункт 3 части 3 статьи 2 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и указала, что перевод спорных земельных участков из состава земель одной категории в другую на заседании координационного совета признан необоснованным.
Предприниматель Голубева Е.П., полагая, что указанное письмо является отказом в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что предпринимателем в администрацию представлен полный пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую, правовые основания для отказа в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую отсутствуют.
Апелляционный суд отменил решение в части и отказал в удовлетворении заявленных требований, оставив без изменения решение суда первой инстанции в части возврата предпринимателю из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции применил пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 1, части 1 и 4 статьи 2, части 1, 2, 3 и 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ и Положение о координационном совете по имущественным отношениям, утвержденное постановлением администрации Тверской области от 19.04.2005 N 137-па.
Апелляционный суд установил, что администрация Тверской области письмом от 23.05.2011 N 052/г-2030/ОГ сообщила предпринимателю, что перевод спорных земельных участков из состава земель одной категории в другую на заседании координационного совета признан необоснованным, и отказала в рассмотрении ходатайства предпринимателя о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что с ходатайством предпринимателем представлен в администрацию полный пакет документов, предусмотренных постановлением администрации Тверской области от 24.10.2006 N 261-па "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и прилагаемых к нему документах", посчитал, что необходимо руководствоваться требованиями Закона N 172-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции сослался на пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, установил, что предприниматель Голубева Е.П. представила в администрацию проект рекультивации земель не в полном объеме, признал, что указанное обстоятельство является существенным при рассмотрении настоящего спора и отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Кроме того, на основании сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2009 год (строительный песок) апелляционный суд сделал вывод о том, что предпринимателем в 2009 году добывался строительный песок на основании лицензии серии ТВЕ N 800862, то есть до перевода земельных участков из одной категории в другую, и счел это нарушением действующего законодательства. На основании этого суд апелляционной инстанции посчитал, что оспариваемыми действиями Администрации права и законные интересы предпринимателя Голубевой Е.П. не нарушены.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 3 этого же закона ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Как следует из частей 2 и 3 указанной статьи в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
Частями 4 и 5 статьи 3 упомянутого закона установлено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Поскольку акт о переводе земельных участков либо об отказе в переводе земельных участков Администрацией не составлялся, апелляционный суд обоснованно пришёл к выводу о том, что решение об отказе в переводе земельных участков не принималось.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Установив, что предприниматель не выполнил указанные требования законодательства, не представил в Администрацию полный проект рекультивации земель, апелляционный суд обоснованно сделал вывод о том, что Администрация правомерно отказала в рассмотрении ходатайства предпринимателя Голубевой Е.П. о переводе земельных участков из одной категории в другую. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу N А66-8491/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Голубевой Елены Петровны - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю Голубевой Елене Петровне из федерального бюджета 900 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по квитанции от 12.03.2012.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.