Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Говорушина И.А. (доверенность от 17.01.2012 N 60-12), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Занько Ю.М. (доверенность от 30.12.2011 N 27), Бобровник М.С. (доверенность от 10.02.2012 N 02-21/8) и Юзепчук Я.В. (доверенность от 30.12.2011 N 31),
рассмотрев 22.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2011 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) делу N А56-49943/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300 (далее - Общество, ОАО "Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, место нахождения:, 188801, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Гагарина, д. 27А, ОГРН 1044700908669 (далее - ИФНС, Инспекция), 55 270 035 руб. 74 коп. переплаты по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) и 4 889 040 руб. 71 коп. переплаты по пеням.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены частично: с Инспекции в пользу ОАО "Ленэнерго" взыскано 19 429 036 руб. 74 коп. переплаты по налогу на прибыль. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционная инстанция постановлением от 23.01.2012 изменила резолютивную часть решения суда первой инстанции, указав, что налоговый орган обязан возвратить из бюджета на счет ОАО "Ленэнерго" 19 429 036 руб. 74 коп. излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение норм материального права без учета позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, просит обжалуемые судебные акты отменить в части обязания налогового органа возвратить Обществу излишне уплаченный налог на прибыль в размере 19 429 036 руб. и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что налогоплательщик узнал о наличии у него переплаты в 2002-2005 годах в момент подачи им деклараций, уменьшающих ранее исчисленные к уплате и фактически уплаченные в бюджет суммы налога на прибыль, в связи с чем пропустил срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для возврата спорной суммы налога. При этом Инспекция не оспаривает обжалуемые решение и постановление об установленном судами факте переплаты по налогу на прибыль в сумме 5 113 211 руб. и о не утрате заявителем срока давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, на его возврат из бюджета в судебном порядке. Однако налоговый орган ссылается на зачет этой суммы переплаты в счет иных платежей 29.12.2009.
Кроме того, Инспекция возражает против удовлетворения судами требования Общества обязать налоговый орган вернуть налогоплательщику 14 315 825 руб. 74 коп. переплаты, о которой, по мнению ответчика, налогоплательщик знал еще в 2005 году после вынесения налоговым органом соответствующих решений. Инспекция считает, что при рассмотрении данного спора судами необоснованно не была принята во внимание позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлениях Президиума от 25.02.2009 N 12882/08 и от 26.07.2011 N 18180/10. Инспекция также ссылается на то, что на настоящий момент в результате технической ошибки Обществу произведен излишний возврат налога, относительно чего рассматривается дело в рамках иного арбитражного спора.
Общество в отзыве просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИФНС поддержали доводы, приведенные в жалобе и дополнении к ней, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
. Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "Ленэнерго" 13.11.2010 обратилось в Инспекцию с заявлением N ЛЭ/09-01/932 о возврате на расчетный счет организации 55 270 035 руб. 74 коп. переплаты по налогу на прибыль и 4 889 040 руб. 71 коп. переплаты по пеням по этому налогу. Основанием для подачи данного заявления явилось информационное письмо Инспекции от 13.10.2010 N 2498, направленное Обществу вместе с актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2010 по 07.10.2010, согласно которому у Общества имеется переплата в сумме 55 270 035 руб. 74 коп. по налогу на прибыль и 4 889 040 руб. 71 коп. по пеням по этому налогу.
Инспекция решением от 15.12.2010 N 7601 отказала ОАО "Ленэнерго" в возврате переплаты в связи с пропуском предусмотренного статьей 78 НК РФ трехлетнего срока на подачу соответствующего заявления.
ОАО "Ленэнерго" указанное решение Инспекции оспорило в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Общества 19 429 036 руб. 74 коп. переплаты по налогу на прибыль и об отсутствии пропуска заявителем трехлетнего срока на возврат именно этой суммы налога, в связи с чем взыскал с Инспекции в пользу ОАО "Ленэнерго" данную сумму переплаты.
Апелляционный суд, признав правомерными выводы суда первой инстанции, указал на неправильное применение им норм материального права при формулировании резолютивной части решения, в связи чем его изменил, обязав Инспекцию возвратить на счет налогоплательщика излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 19 429 036 руб. 74 коп.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и выслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции, исходя из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей (пункт 1 статьи 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Из положений пункта 7 статьи 78 НК РФ следует, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при обращении в арбитражный суд с требованием о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога вопрос о порядке исчисления трехлетнего срока подачи налогоплательщиком в суд данного заявления должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, как на это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.04.2010 N 17372/09, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Судами установлено и из имеющихся в деле доказательств следует, что переплата налога у Общества образовалась в связи с принятием Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу решений по результатам налоговых проверок ОАО "Ленэнерго" от 24.03.2005 N 10-31/170, от 15.07.2005 N 15-31/365 и от 02.09.2005 N 15-31/454 (в результате в лицевом счете заявителя были отражены сведения об увеличении налоговых обязательств Общества, которые впоследствии были уменьшены налоговым органом в связи с отменой судом данных решений) и выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязательств по уплате налога на прибыль за 2004-2005 годы на основании указанных решений налогового органа.
В октябре 2010 года в адрес ОАО "Ленэнерго" поступило информационное письмо ИФНС от 13.10.2010 N 2498 вместе с актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 3875 за период с 01.01.2010 по 07.10.2010 по состоянию на 08.10.2010, в котором отражено наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль в размере 55 270 035 руб. 74 коп. и по пеням по налогу на прибыль в размере 4 889 040 руб. 71 коп. В данном акте не указан период образования спорной переплаты.
В ходе рассмотрения дела в суде налоговый орган представил в материалы дела информационное письмо от 04.10.2011 N 3497 с актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам и пеням N 4891 по состоянию на 29.09.2011 (в котором указана сумма переплаты в размере 19 429 036 руб. 74 коп.), акт совместной сверки расчетов по состоянию на 11.10.2011 и другие доказательства.
Исследовав все имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что сумма переплаты по налогу на прибыль у Общества составляет 19 429 036 руб. 74 коп.
Более того, суды установили (и этот факт не оспаривает налоговый орган), что сведения из лицевой карточки налогоплательщика неоднократно корректировались в связи с принятием решений вначале налоговым органом, а затем арбитражным судом, проверяющим законность и обоснованность принятых Инспекцией ненормативных актов. Поэтому налогоплательщик самостоятельно не мог определить как наличие, так и размер имеющейся переплаты.
При этом суды установили, что на основании представленных в материалы дела актов сверок расчетов N 3875 и 4891, изготовленных налоговым органом, можно лишь определить размер переплаты, но невозможно установить, когда она образовалась. Какие-либо другие доказательства, достоверно свидетельствующие об образовании переплаты в определенный период времени, налоговый орган в материалы дела не представил.
В связи с этим суды обоснованно признали, что до получения акта сверки расчетов N 3875 по состоянию на 08.10.2010 у Общества отсутствовали сведения о наличии и о размере имеющейся у него переплаты в связи с неоднократными изменениями Инспекцией (в том числе и ошибочно, как указывает сам налоговый орган) сведений в лицевой карточке налогоплательщика то в сторону увеличения, то уменьшения. Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что о факте и размере переплаты ОАО "Ленэнерго" стало достоверно известно лишь после получения информационного письма от 13.10.2010 N 2498 вместе с актом совместной сверки расчетов по состоянию на 08.10.2010.
Более того, суды установили (и это подтверждается материалами дела), что до получения налогоплательщиком именно этих документов сам налоговый орган в нарушение требований пункта 3 статьи 78 НК РФ не извещал Общество о наличии у него переплаты и о ее размере, равно как и о произведенных по утверждению Инспекции зачетах спорной суммы налога на прибыль в счет иных платежей (при этом никаких решений о таких зачетах налоговый орган также не принимал). В силу названных обстоятельств, как правильно указали суды, заявитель не располагал и не мог располагать данными о наличии у него спорной суммы переплаты налога в бюджет, а также о произведенных налоговым органом распоряжениях в отношении суммы переплаты по налогу на прибыль, факт наличия которой ответчик не оспаривает.
Довод налоговых органов о том, что о переплате по налогу ОАО "Ленэнерго" должно было знать с момента представления налоговой декларации, был предметом объективного и полного исследования судов и получил надлежащую оценку.
Как верно указали суды, переплата по налогу возникает при наличии положительной разницы между суммами уплаченного и доначисленного налога. Сама по себе подача деклараций с указанием заявленных к возмещению сумм налога не означает, что на тот момент имелась переплата и налогоплательщик знал о ее наличии.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что дата получения Обществом акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него переплаты по налогу на прибыль, в этом случае должна рассматриваться как момент, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.
Ввиду изложенного кассационная инстанция признает правильным вывод судов о том, что с заявлением о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченной спорной суммы налога ОАО "Ленэнерго" обратилось в Инспекцию в пределах срока исковой давности (считая со дня, когда оно узнало о нарушении своего права). Данный вывод основан на установленных судами фактических обстоятельствах дела.
Довод кассационной жалобы о том, что 5 113 211 руб. переплаты по налогу на прибыль, в отношении которой, как признает налоговый орган, общий срок исковой давности не был пропущен, была возвращена Обществу в составе 45 403 364 руб., перечисленных на расчетный счет налогоплательщика 29.12.2009, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку в его подтверждение какие-либо надлежащие доказательства (решения о возврате (зачете) спорных денежных средств и др.) в материалах дела отсутствуют.
Довод Инспекции о возврате ОАО "Ленэнерго" в настоящее время денежных средств в большем размере, чем Общество уплатило в бюджет в 2003-2005 годах, не принимается кассационной инстанцией, поскольку в настоящее время данный вопрос является предметом самостоятельного спора в рамках иного арбитражного дела. Более того, соответствующие доказательства в обоснование этого утверждения налоговый орган, как установили суды в рамках настоящего спора, не представил.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно исследовали все доказательства по делу, правильно применили нормы материального и процессуального права.
При этом апелляционный суд обоснованно изменил формулировку решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Учитывая, что постановлением апелляционного суда правомерно изменена формулировка решения суда первой инстанции, жалоба Инспекции подлежит отклонению с оставлением в силе постановления от 23.01.2012.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А56-49943/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.