Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Администрации города Вологды Смола Ю.Э. (доверенность от 04.10.2010 N 5-0/3-1-2-1/1454), от общества с ограниченной ответственностью "Детский мир" Дороговой М.Н. (доверенность от 26.09.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.12.2011 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А13-9553/2011,
установил:
Администрация города Вологды (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Детский мир", место нахождения: 160000, город Вологда, проспект Победы, дом 4, ОГРН 1033500036096 (далее - Общество), о принудительном демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: город Вологда, улица Мира, дом 12.
Решением суда от 08.12.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012, Администрации в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат помещения в части здания по адресу: город Вологда, улица Мира, дом 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.08.2003 серия 35-АА N 123813. В данных помещениях ответчик осуществляет торговую деятельность.
На фасаде данного одноэтажного здания над помещениями Общества расположена конструкция в виде объемно-пространственных букв, образующих слова "Аленький цветочек" и объемное изображение цветка.
Департаментом градостроительства Администрации 26.04.2011 проведена проверка законности установки рекламной конструкции на фасаде здания административно-торгового назначения по улице Мира, дом 12, в ходе которой установлено, что рекламная конструкция - средство наружной информации в виде светового короба с нанесенной на ней информацией "Аленький цветочек" и графическими изображениями установлена без соответствующих разрешений, чем нарушены требования частей 5, 9 и 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
По результатам проверки Департаментом градостроительства Администрации составлен акт от 26.04.2011 N 21/2011, а также в отношении Общества вынесено предписание от 13.05.2011 N 5-0/5-0-10/2724 об устранении нарушений требований законодательства о рекламе, в соответствии с которым ответчику предписано в срок до 20.05.2011 демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию, расположенную на фасаде административного здания по адресу: город Вологда, улица Мира, дом 12; в срок до 23.05.2011 представить в Департамент градостроительства Администрации информацию об устранении нарушений.
Установив, что названное предписание в указанные сроки Обществом не исполнено, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая Администрации в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что спорная конструкция является средством индивидуализации принадлежащего Обществу магазина, способом реализации Обществом права на коммерческое обозначение и направлена на информирование граждан о месте нахождения данного объекта торговли, а потому, не может считаться рекламой.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с частями 9 и 10 этой же статьи Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ установлено, что в целях настоящего Федерального закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона N 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Такая позиция изложена в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37.
Статьей 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорная объемно-пространственная конструкция в виде букв, составляющих слово "Аленький цветочек", и объемного изображения цветка размещена непосредственно над входом в принадлежащий Обществу магазин с целью информирования о фактическом местонахождении объекта торговли и обозначения места входа в данное помещение.
Поскольку, исходя из вышеприведенных норм права, установка вывески с размещением в соответствии со сложившимся на территории города Вологды обычаем делового оборота информации о наименовании объекта торговли в месте его нахождения не требует получения соответствующих согласований и специального разрешения, судебные инстанции правомерно отклонили доводы Администрации о незаконности размещения Обществом спорной конструкции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А13-9553/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.