См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 г. N 13АП-23104/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от Федерального бюджетного учреждения науки "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" Семенович Д.В. (доверенность от 10.04.2012), от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Афиногеева Д.В. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев 28.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения науки "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2011 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-52975/2010,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение науки "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья", место нахождения: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул. д. 4, ОГРН 1037843133316 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, место нахождения: Москва, Никольский пер., 9, ОГРН 1087746829994 (далее - Росимущество), от 17.08.2010 N 1412-р "О передаче в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства недвижимого имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России), Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 08.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, считая, что решение от 08.09.2011 и постановление от 25.01.2012 вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты, заявленные требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение вынесено без учета требований статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Росимущества просил ее отклонить.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждению принадлежали на праве оперативного управления нежилое здание площадью 584,2 кв.м., кадастровый номер 78:1478:0:13, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4а, лит. Б, нежилое здание площадью 8,3 кв.м, кадастровый номер 78:31:1478:8:15, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4а, лит. И, нежилое здание площадью 50,7 кв.м, кадастровый номер 78:31:1478:8:14, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4а, лит. В.
Земельный участок общей площадью 3 802 кв.м, с кадастровым номером 78:31:1478:8, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4а, лит Б, был предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства (далее - Комиссия) от 28.07.2010 N 19 на Росимущество возложена обязанность в сроки, установленные Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права оперативного управления на указанные объекты недвижимости.
Во исполнение указанного решения Росимуществом принято распоряжение от 17.08.2010 N 1412-р, которым прекращены право постоянного (бессрочного) пользования и право оперативного управления Учреждения на указанные объекты недвижимости.
Данным распоряжением принято решение о передаче спорного земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости в собственность Фонда.
Полагая, что распоряжение от 17.08.2010 N 1412-р противоречит положениям статей 296, 299 ГК РФ, статьи 45 ЗК РФ, нарушает права Учреждения в сфере экономической деятельности, поскольку изъятые объекты являются единым научно-хозяйственным комплексом, используются Учреждением и их изъятие приведет к невозможности осуществления уставной деятельности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято Росимуществом в пределах полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое распоряжение издано в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ предусмотрена возможность прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа передаче для формирования имущества Фонда.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4, пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого имущества, другого имущества на основании решений межведомственного коллегиального органа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632 таким межведомственным коллегиальным органом является Комиссия.
В силу пункта 16 Положения о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632, на заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители федерального органа исполнительной власти, которому подведомственно государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании такого участка.
Фонд направил в Минздравсоцразвития России письмо от 09.07.2010 N АБ-16/2273 с сообщением о том, что на ближайшем заседании планируется рассмотрение вопроса о передаче Фонду спорных объектов недвижимого имущества.
Согласно части 8 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ решение Комиссии, оформленное протоколом, является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Росимущество.
Оспариваемое распоряжение Росимущества от 17.08.2010 N 1412-р вынесено во исполнение протокола заседания Комиссии от 28.07.2010 N 19, согласно которому Комиссия признала целесообразным передать спорный участок вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества в собственность Фонда для использования в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований удовлетворения заявления Учреждения и признания недействительным распоряжения Росимущества от 17.08.2010 N 1412-р.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А56-52975/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения науки "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.