Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 28.03.2012), от закрытого акционерного общества "ПОРОСОЗЕРО" Ведюкова Ю.С. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев 21.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А26-7047/2011 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Серикова И.А.),
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "ПОРОСОЗЕРО", место нахождения: 186857, Республика Карелия, Суоярвский р-н, пос. Поросозеро, Заводская ул., д. 1, ОГРН 1021001062642 (далее - ЗАО "ПОРОСОЗЕРО", Общество), о взыскании 210 455 руб. ущерба, причиненного лесному хозяйству.
Решением от 12.10.2011 суд удовлетворил требования Министерства.
Постановлением от 24.01.2012 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и отказала в иске.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и вынести новое решение. Податель жалобы отмечает, что незаконная рубка была обнаружена 29.03.2011 в ходе контрольного осмотра (предварительный осмотр) качества разработки лесосеки. Министерство считает, что вред лесному фонду причинен по вине Общества.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Министерство лесного комплекса Республики Карелия (после преобразования на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П - Министерство; арендодатель) и ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" (арендатор) 30.12.2008 заключили договор аренды лесного участка N 104-з (далее - Договор), в соответствии с которым Обществу передан в аренду лесной участок площадью 290 239,64 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0011, расположенного на севере Суоярвского кадастрового района территория Государственного учреждения Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" (далее - Учреждение), для использования в целях заготовки древесины. Пунктом 7.1 Договора установлен срок его действия до 31.12.2053.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.4 Договора пользование лесным участком должно осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений на основании лесной декларации.
Согласно пункту 4.4.2 Договора арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В период с 20.11.2010 по 19.11.2011 ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" осуществляло заготовку древесины в квартале 187 на делянке 2А (выделы 2, 4, 9 и 11 Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвское лесничество по лесоустройству) на основании лесной декларации от 09.11.2010 в соответствии с чертежом отвода площади под сплошную рубку на 2010 год и технологической картой разработки лесосеки 2010 года.
В ходе контрольной проверки текущей разработки лесосек, проведенной 29.03.2011 сотрудником Учреждения Лепеле Р.Л. и лесничим Поросозерского участкового лесничества Куприенковым А.А., выявлен факт незаконной рубки ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" деревьев за границей лесосеки.
Извещением от 04.05.2011 N 746 Министерство предложило Обществу 11.05.2011 в 09 час. 00 мин. направить представителя для составления протокола о лесонарушении, совершенном за границами лесосеки в квартале 187 на делянке 2А Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвского лесничества по лесоустройству).
Протоколом о лесонарушении от 11.05.2011 N 8, составленным без участия представителя Общества по причине его неявки, зафиксирована незаконная рубка деревьев хвойных и лиственных пород в объеме 32,35 куб. метров в квартале 187 на делянке 2А на выделе 3 Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвского лесничества по лесоустройству), которые не включены в лесную декларацию ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" от 09.11.2010. Размер причиненного ущерба определен в сумме 210 455 руб.
Министерство 16.05.2011 направило в адрес Общества претензионное письмо N 802 с требованием об уплате 210 455 руб. ущерба в добровольном порядке в пятнадцатидневный срок с момента получения претензии.
Поскольку ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" в добровольном порядке ущерб не возместило, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Министерства, указав на вину Общества в причинении вреда лесному фонду.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав на отсутствие доказательств причинения вреда именно Обществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила N 184), действовавших в спорный период, при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные требования соотносятся с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать наличие в совокупности убытков в заявленном к возмещению размере, вины ответчика в возникновении данных убытков, а также причинной связи между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
Вместе с тем из статьи 1064 ГК РФ следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины лежит на лице, причинившем вред.
Пунктом 1 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 273) предусмотрено, что за незаконную рубку деревьев хвойных и лиственных пород ущерб исчисляется в размере 50-кратной стоимости древесины деревьев хвойных и лиственных пород (с соответствующими диаметрами стволов), исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" под незаконной порубкой понимается в том числе рубка деревьев, кустарников и лиан, осуществляемая не на том участке или за его границами.
В данном случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, ответчик осуществлял заготовку древесины на территории Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвского лесничества по лесоустройству) на основании лесной декларации от 09.11.2010, однако, в ней ответчику не была разрешена рубка в квартале 187 на делянке 2А на выделе 3 указанного лесничества (лист дела 24). Границы лесосеки, в пределах которой арендатор должен был производить рубку, ее расположение и площадь подтверждаются материалами отвода площади под сплошную рубку на 2010 год и технологической картой разработки лесосеки 2010 года в квартале 187 на делянке 2А Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвского лесничества по лесоустройству) (листы дела 25-26).
Суд первой инстанции установил, что событие лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке Обществом деревьев хвойных и лиственных пород в квартале 187 на делянке 2А (выдел 3) Поросозерского участкового лесничества (Аконьярвского лесничества по лесоустройству) в объеме 32,35 куб. метров без разрешительных документов и в причинении ущерба лесному фонду подтверждается следующими материалами дела: актом предварительного осмотра от 29.03.2011 (лист дела 30), протоколом о лесонарушении от 11.05.2011 N 8 (листы дела 33-34), чертежом незаконной рубки деревьев (лист дела 35), ведомостью перечета деревьев (лист дела 37) и координатами площади незаконной порубки (лист дела 38).
При этом протокол о лесонарушении от 11.05.2011 N 8 составлен Министерством в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1.
Расчет суммы ущерба произведен истцом в соответствии с требованиями пункта 1 приложения N 1 к Постановлению N 273; постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Расчет Министерства проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пришел к выводу о том, что факт причинения вреда именно ответчиком нельзя признать доказанным.
Апелляционная инстанция исходила из того, что разработку делянки на основании договора подряда с арендатором (Обществом) осуществляло закрытое акционерное общество "Шуялес".
При этом апелляционный суд отметил, что предоставление земельного участка в аренду ответчику само по себе не влечет ответственность ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" за осуществление рубки леса за пределами лесосеки третьими лицами в отсутствие достоверных объективных доказательств совершения указанных действий арендатором земельного участка.
Между тем указанные выводы нельзя признать правомерными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Правила N 184 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанным в пункте 3 названных Правил, хозяйствам и преобладающим породам.
Согласно пунктам 14 и 15 Правил N 184 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В связи с изложенным ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" должно осуществить отвод и таксацию лесосек. При этом доказательств совершения рубки каким-либо иным лицом Общество в материалы дела не представило.
Постановление должностного лица органов внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела от 18.05.2011 не может служить доказательством отсутствия вины Общества, поскольку вина Общества при вынесении названного постановления не проверялась.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о непредставлении ответчиком доказательств, свидетельствующих о том, что вред лесному фонду причинен не по его вине.
Как правильно установил суд первой инстанции, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают противоправность поведения, вину Общества в совершении лесонарушения и причинную связь между противоправным поведением ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" и причинением вреда лесному фонду и являются достаточными для наступления деликтной ответственности ответчика.
Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А26-7047/2011 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2011 по делу N А26-7047/2011.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Правила N 184 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанным в пункте 3 названных Правил, хозяйствам и преобладающим породам.
Согласно пунктам 14 и 15 Правил N 184 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
...
Как правильно установил суд первой инстанции, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают противоправность поведения, вину Общества в совершении лесонарушения и причинную связь между противоправным поведением ЗАО "ПОРОСОЗЕРО" и причинением вреда лесному фонду и являются достаточными для наступления деликтной ответственности ответчика.
Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2012 г. N Ф07-3559/12 по делу N А26-7047/2011