Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бычковой Е.Н., Старченковой В.В.,
рассмотрев 22.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.10.2011 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А13-8659/2011,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - Инспекция N 5) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция N 12), обществу с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее - Общество), о признании незаконным решений Инспекции N 12 от 09.06.2011 N 3007 и 3008. Иск уточнен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Инспекция N 5 просит обязать Инспекцию N 12 устранить допущенные нарушения путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей 2113528077199, 211352807720.
Решением от 27.10.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 30.01.2012 решение от 27.10.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 5 просит отменить решение и постановление и вынести по делу новый судебный акт. Инспекция N 12 полагает, что доказала недостоверность документов, представленных Обществом на государственную регистрацию, и это, по ее мнению, является обстоятельством, позволяющим признать государственную регистрацию недействительной. Податель жалобы утверждает, что документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства, не могут считаться представленными в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, единственным участником Общества Щербаковым Н.И. 30.05.2011 приняты следующие решения: на основании заявления от 27.05.2011 считать вышедшим из состава участников Кузьмина А.А. с переходом его доли в размере 95,2% номинальной стоимостью 10 000 руб. Обществу; освободить от должности директора Колтакову В.А. с 09.06.2011, возложить обязанности директора на Щербакова Н.И. с 09.06.2011; изменить адрес Общества на следующий: 184530, Россия, Мурманская обл., г. Оленегорск, ул. Ферсмана, д. 13, кв. 7; проведение регистрации соответствующих изменений поручить директору Колтаковой В.А.
На основании указанных решений 02.06.2011 в Инспекцию N 12 директором общества Колтаковой В.А. представлены заявления от 02.06.2011 - о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; квитанции об уплате государственной пошлины за изменения в учредительные документы; заявление Кузьмина А.А. от 27.05.2011 о выходе из состава участников Общества; решение единственного участника Общества от 30.05.2011; изменения в устав Общества от 30.05.2011.
По итогам рассмотрения документов Инспекция N 12 приняла решения от 09.06.2011 N 3007, 3008 о государственной регистрации.
Инспекция N 5, ссылаясь на недостоверность сведений, представленных для государственной регистрации, обратилась в арбитражный суд с требованием признать указанные решения недействительными и обязать устранить допущенные нарушения.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для их отмены.
Статьей 1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Следовательно, требование Инспекции N 5, заявленное в рамках данного дела, сводится к требованию признать недействительным и ненормативные правовые акты - решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования предъявляются и к заявлению о государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (приложение N 3) и форма Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (приложение N 4).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Общество на государственную регистрацию представило все необходимые документы.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган принял законное решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Доказательства представления Обществом на момент подачи документов заведомо недостоверных сведений отсутствуют. Ввиду изложенного доводы подателя жалобы следует отклонить.
Кроме того, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий в совокупности: во-первых, он должен не соответствовать требованиям действующего законодательства, а во-вторых - нарушать права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Поскольку Инспекция N 5 не представила доказательств нарушения оспариваемым решением ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Таким образом, доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.10.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А13-8659/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (приложение N 3) и форма Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (приложение N 4).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
...
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2012 г. N Ф07-3362/12 по делу N А13-8659/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3362/12
30.01.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8696/11
05.12.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8522/11
27.10.2011 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-8659/11