Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 28.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2011 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А13-7581/2011,
установил:
Администрация Череповецкого муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 41, ОГРН 1043500086112 (далее - Управление), от 16.06.2011 N 422/3/422-6.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Агентство).
Решением от 15.11.2011 суд удовлетворил заявление Администрации.
Постановлением от 06.02.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что все представленные в суды Управлением паспорта защитных сооружений были разработаны в соответствии с "Инструкция по эксплуатации_" от 23.08.1983 N ДПГО-010 (далее - Инструкция по эксплуатации), и Временной инструкцией о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС) от 27.08.1998 N 33-2273-8 (далее - Временная инструкция), действовавших на период введения защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО).
По мнению подателя жалобы, поскольку Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), распространяются только на отношения, возникшие после 01.04.2003, то в отношении паспортов СЗ ГО применяются не Правила N 583, а Инструкция по эксплуатации и Временная инструкция.
Управление отмечает, что факт создания СЗ ГО на территории Череповецкого муниципального района подтверждается наличием паспортов СЗ ГО и инвентаризационной ведомостью убежищ и противорадиационных укрытий (далее - ПРУ).
Податель жалобы отмечает, что основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты определены пунктом 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687).
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Управление на основании распоряжения от 26.05.2011 N 422 в период с 14.06.2011 по 16.06.2011 провело плановую проверку соблюдения заявителем требований законодательства в области гражданской обороны. В ходе проверки в числе прочего установлено, что Администрация в нарушение пункта 15.4 Положения N 687 не принимает меры по обеспечению поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводит технического обслуживания ЗС ГО и их технических систем, а также не принимает мер по обеспечению предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
По результатам проверки Управление составило акт от 16.06.2011 N 422 и выдало предписание от 16.06.2011 N 422/3/422-6 устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны. В соответствии с пунктом 4 предписания Администрации надлежит в срок до 01.06.2012 принять меры по обеспечению поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и по проведению технического обслуживания ЗС ГО и их технических систем, а также по обеспечению предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Администрация оспорила пункт 4 предписания в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на непредставление в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Череповецкого района в порядке, установленном Правилами N 583, созданы ЗС ГО, и на то, что при проверке Управлением не установлено, в отношении каких конкретно ЗС ГО и какие меры по обеспечению поддержания их в состоянии постоянной готовности не приняты Администрацией; какие требования Правил N 583 нарушены.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9 Порядка).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также за счет строительства этих объектов (пункт 12 Порядка).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка).
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу пункта 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Согласно пункту 4 предписания от 16.06.2011 на Администрацию возложена обязанность принять меры по обеспечению поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и технического обслуживания ЗС ГО и их технических систем, а также принять меры по обеспечению предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Управление не представило сведений о ЗС ГО, расположенных на территории Череповецкого муниципального района. В дело представлены лишь инвентаризационные ведомости убежищ и противорадиационных укрытий (том 1, листы 80 - 85), а также паспорта противорадиационных укрытий (том 1, листы 100-149).
Между тем из материалов дела не следует, что перечисленные в инвентаризационной ведомости убежища и противорадиационные укрытия обладают статусом ЗС ГО и на них оформлены паспорта ЗС ГО, как это предусмотрено Правилами N 583. Представленные паспорта являются паспортами противорадиационных укрытий, а не ЗС ГО.
Как правильно указали суды, в данном случае при проверке Управление не установило, в отношении каких конкретно ЗС ГО и какие меры по обеспечению поддержания ЗС ГО в состоянии постоянной готовности не приняты Администрацией, какие требования Правил N 583 нарушены. Данные сведения не указаны ни в акте от 16.06.2011 N 422, ни в предписании.
Податель жалобы отмечает, что основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты определены пунктом 15.4 Положения N 687.
Между тем суды отметили, что ссылки на конкретные пункты этого Положения в пункте 4 предписания не приведены, а изложенное в данном пункте предписания нарушение носит абстрактный характер; в предписании не указаны конкретные мероприятия, которые Администрация должна осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали предписание недействительным в оспариваемой части.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А13-7581/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.