Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Корабухиной Л.И. и Пастуховой М.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Проминвест" - Мозгалева Ф.С. (доверенность от 14.01.2012 N 3),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - Ивашевской С.О. (доверенность от 10.01.2012 N 14),
рассмотрев 14.06.2012 в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.11.2011 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А13-8944/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проминвест", ОГРН 1083525016145, место нахождения: г. Вологда, ул. Саммера, д. 70 (далее - ООО "Проминвест", общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган), о признании недействительными решений от 01.06.2011 N 931 и от 01.06.2011 N 20, действующих в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 15.08.2011 N 14-09/009494С, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4 387 898 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 30.11.2011 требования общества удовлетворены, решения инспекции в оспариваемой части признаны недействительными. Также на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о возмещении обществу с ограниченной ответственностью "Проминвест" налога на добавленную стоимость в сумме 4 387 898 руб. Помимо этого, с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 22.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Позиция налогового органа сводится к тому, что приобретенный и впоследствии экспортированный обществом товар является ломом или отходами черных и цветных металлов, реализация которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС); поэтому инспекция полагает, что в данном случае отсутствуют основания для возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного поставщику. Инспекция указывает на получение обществом необоснованной налоговой выгоды и аффилированность общества и его поставщиков - общества с ограниченной ответственностью "Метко" и общества с ограниченной ответственностью "Вологодский аккумуляторный завод".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Проминвест" 12.11.2010 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 3-й квартал 2010 года, в которой заявило о применении ставки 0 процентов по операциям, связанным с реализацией на экспорт чернового свинца в чушках; заявлен оборот по реализации в сумме 24 659 628 руб., в том числе 4 387 898 руб. НДС. Экспортированный товар приобретен заявителем у общества с ограниченной ответственностью "Метко" (далее - ООО "Метко"); по данной декларации налогоплательщик предъявил к возмещению из бюджета в размере 4 400 716 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 28.02.2011 N 1432. и приняты два решения: от 01.06.2011 N 931 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уменьшить исчисленные в завышенном размере налоговые вычеты по НДС в сумме 4 396 955 руб.; от 01.06.2011 N 20 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 4 396 955 руб.
По мнению инспекции общество неправомерно применило налоговые вычеты по операциям приобретения товара у ООО "Метко". Налоговый орган полагает, что приобретенный обществом у ООО "Метко" черновой свинец в чушках относится к лому цветных металлов, операции по реализации которого в силу подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не облагаются НДС. Выделение поставщиком в выставленных заявителю счетах-фактурах сумм НДС является незаконным, такие счета-фактуры не могут служить основанием для предъявления обществом к вычету сумм налога. Данные обстоятельства, по мнению инспекции, стали возможны в связи с аффилированностью общества и его поставщика.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 15.08.2011 N 14-09/009494С решение инспекции от 01.06.2011 N 931 оставлено без изменения и утверждено; в решении от 01.06.2011 N 20 изменено наименование на "об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению", в остальной части оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с названными решениями налогового органа от 01.06.2011 N 931 и от 01.06.2011 N 20, действующими в редакции решения управления от 15.08.2011 N 14-09/009494С, общество обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными в части отказа в возмещении НДС в сумме 4 387 898 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела судами двух инстанций были правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы налогового законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).
На основании пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу абзаца первого пункта 3 статьи 172 НК РФ в случае, если налогоплательщиком собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение "нулевой" ставки НДС, в 180-дневный срок с даты вывоза, то вычеты "входного" НДС производятся на момент определения налоговой базы, то есть в последний день месяца, в котором собраны предусмотренные статьей 165 настоящего Кодекса документы.
Следовательно, для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров налогоплательщику-экспортеру необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить общие требования, установленные статьями 171 и 172 НК РФ.
В данном случае в обоснование права на применение налогового вычета по НДС обществом представлены договор поставки от 21.04.2010 N П-210410 и спецификации к нему, товарные накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ, книги покупок за 3-й квартал 2010 года, грузовые таможенные декларации, сертификаты химического состава, сертификаты соответствия. Факт предоставления заявителем полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а также правомерность применения обществом ставки 0 процентов к заявленной сумме реализации инспекция подтверждает.
Суд кассационной инстанции обращает особое внимание на то, что общество экспортировало именно тот товар, который приобрело у ООО "Метко", не производя его какую-либо обработку.
Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 04.09.2007 N 1057, в графе 33 грузовой таможенной декларации указывается десятизначный классификационный код товара в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
На основании ТН ВЭД ТС "отходы, лом свинцовые" имеют код товара 7802000000.
В представленных обществом грузовых таможенных декларациях экспортированный свинец имеет иной код товара по ТН ВЭД ТС 7801910000, что соответствует товару "прочий свинец необработанный, содержащий сурьму в качестве элемента, преобладающего по массе среди прочих элементов". Данные декларации проверены таможенными органами, каких-либо претензий относительно указания кода ТН ВЭД ТС ими не заявлено. Следует отметить, что в рамках налоговой проверки инспекция фактически оспаривает код товара, указанный в таможенных декларациях.
Тот же код товара, что впоследствии был указан в таможенных декларациях, указан в сертификатах химического состава и сертификатах соответствия на свинец черновой, представленных заявителю продавцом товара - у ООО "Метко".
По условиям договора поставки от 21.04.2010 N П-210410 ООО "Метко" (поставщик) обязалось поставить ООО "Проминвест" (покупатель) товар, наименование, ассортимент, количество и цена которого определены сторонами в дополнительных соглашениях (спецификациях) к договору, а покупатель - принять и оплатить товар. В спецификациях товар указан как свинец сурьмянистый черновой в чушках (блоках) ГОСТ 1292-81.
По мнению инспекции, данный товар является ломом и отходами черных и цветных металлов, в связи с чем операции по его реализации в силу подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС, а следовательно, заявленный обществом вычет по налогу невозможен. На основании указанной нормы Кодекса не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Понятие "лом и отходы черных и цветных металлов" в налоговом законодательстве отсутствует, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ данное понятие должно применяться в том значении, в каком оно используются в специальных отраслях законодательства.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что лом и отходы черных и цветных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
В отношении лома и отходов цветных металлов и сплавов в проверяемый период действовал ГОСТ 1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", утвержденный постановлением Госстандарта России от 24.06.1999 N 197.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК-005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993, к лому и отходам цветных металлов относится продукция (далее - ОК-005-93), указанная по кодам с 17 8000 по 17 8900.
В данном случае доказательств того, что поставляемый обществу товар имел ГОСТ 1639-93 либо код ОК-005-93 с 17 8000 по 17 8900, инспекцией в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено. Напротив, как отмечено ранее, в спецификациях к договору поставки от 21.04.2010 N П-210410 указан ГОСТ товара 1292-81, сертификатами химического состава и сертификатами соответствия также подтверждено, что свинец черновой, приобретенный у ООО "Метко", соответствует ГОСТ 1292-81 и имеет код ОК-005-93 172537. Также следует принять во внимание, что ГОСТ 1292-81 распространяется на свинцово-сурьмянистые сплавы, изготовляемые в виде чушек и блоков, предназначенные для производства оболочек кабелей, аккумуляторов и изделий общего назначения, и устанавливает требования к свинцово-сурьмянистым сплавам, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта. В силу приложения N 2 к указанному ГОСТу свинцово-сурьмянистые сплавы относятся к продукции, которой присвоены коды ОК-005-93 с 17 2537 0200 по 17 2537 1421.
С учетом изложенного поставленный заявителю в рамках договора от 21.04.2010 N П-210410 товар - свинец сурьмянистый черновой в чушках (блоках) не относится к лому и отходам черных и цветных металлов, в связи с чем к операциям по его реализации положения подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ не применяются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения инспекции от 01.06.2011 N 931 и от 01.06.2011 N 20 в части отказа в возмещении заявителю НДС в сумме 4 387 898 руб.
Ссылка налогового органа в оспариваемом решении на взаимозависимость и аффилированность ООО "Проминвест" и ООО "Метко" и получение заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде налогового вычета по НДС правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А13-8944/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.