Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Коробова К.Ю. и Сосниной О.Г.,
при участии от государственного учреждения Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" Насонкина В.В. (доверенность от 21.05.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А05-446/2011 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 45, ОРГН 1022900524349 (далее - ФГУП "Почта России", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области и просило обязать государственное учреждение Архангельской области "Государственный архив Архангельской области", место нахождения: 163001, Архангельская область, город Архангельск, улица Федота Шубина, дом 1, ОГРН 1022900508740 (далее - Архив), принять на хранение архивные документы ликвидированного государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи" (далее - Учреждение).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2011 отменены решение суда первой инстанции от 16.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2011 (судья Куницына Л.Л.) иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 названное решение отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление от 12.03.2012 отменить, решение от 09.11.2011 оставить в силе, взыскать с Архива расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Предприятие считает ошибочными выводы апелляционного суда о том, что оно является правопреемником Учреждения. Доказательств того, что в состав имущества, переданного Предприятию, включен архив, не представлено. По мнению подателя жалобы, возложение на него обязанности по формированию бесхозяйного архива неправомерно.
На кассационную жалобу представлен отзыв.
В судебном заседании представитель Архива против удовлетворения жалобы возражал.
Предприятие надлежащим образом уведомлено о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Правительством Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р издано распоряжение о создании ФГУП "Почта России".
Совместным распоряжением от 01.03.2004 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежит передаче ФГУП "Почта России".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р ликвидированы федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Россвязи, в том числе Управление федеральной почтовой связи Архангельской области. В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения имущество ликвидированных федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
В Единый государственный реестр юридических лиц 13.02.2003 внесена запись о создании ФГУП "Почта России".
Согласно свидетельству от 07.09.2010 серии 29 N 001931271 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации государственного учреждения Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи.
В связи с ликвидацией председатель ликвидационной комиссии Учреждения 26.08.2010 направил в адрес Архива письмо, в котором просил решить вопрос о принятии документов по личному составу (более 10 тысяч дел за 1929 - 2005 годы) и архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, ликвидируемого Учреждения. Как указано в письме, правопреемник у Учреждения отсутствует.
Архив на указанное обращение запросил все имеющиеся учредительные документы по ликвидации Учреждения.
Предприятие 04.10.2010 повторно направило в адрес Архива заявление о принятии на хранение документов по личному составу Учреждения и архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, приобщив копии свидетельства от 07.09.2010 и уведомлений налоговых органов о снятии Учреждения с учета.
Ссылаясь на бездействие ответчика и необходимость защиты законных прав и интересов бывших работников Учреждения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Суд первой инстанции удовлетворил иск, посчитав, что в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ Предприятие фактически является правопреемником Учреждения только в части имущества и обязательств, установленных нормативными актами и передаточными документами, в силу распоряжения собственника. По мнению суда первой инстанции, возложение на истца обязанности по проведению комплекса работ по формированию архивных документов является неправомерным, поскольку лицом, передающим документы, следует считать ликвидационную комиссию Учреждения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Статьей 23 Закона N 125-ФЗ определены обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы передаются правопреемникам реорганизуемых организаций.
В пункте 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ указано, что при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Передаче подлежат документы в упорядоченном состоянии.
Прием архивных документов согласно Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2007 N 9059 (далее - Правила организации хранения), оформляется актом приема-передачи документов на хранение.
Пункт 4.5 Правил организации хранения предусматривает, что прием документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, от ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 4.4.1 архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.
Пункт 3.7.1 определяет документы, на основании которых производится учет поступления архивных документов в архив, в том числе архивные описи документов.
Включение архивных документов в состав Архивного фонда в соответствии с требованиями Закона N 125-ФЗ осуществляется на основании экспертизы ценности документов. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов в области архивного дела в пределах их компетенции.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что требование закона о передаче документов на хранение в упорядоченном состоянии является не формальным, а основано на необходимости составления передающей стороной отдельных предусмотренных нормативными актами документов, оформленных в результате проведения комплекса работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел).
В то же время судами установлено, что материалы дела не содержат сведений о том, что ФГУП "Почта России" проведен комплекс работ по упорядочению архивных документов, в том числе по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведение в упорядоченное состояние документов, передаваемых на хранение, осуществляется передающей стороной, от которой они поступают на хранение.
Согласно части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части второй статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив материалы дела в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанций признал недоказанным факт нахождения спорных документов в упорядоченном состоянии.
Кроме того, необоснован довод жалобы об отсутствии правопреемства между Предприятием и Учреждением.
Как правильно указал апелляционный суд, при ликвидации Учреждения каких-либо исключений из состава имущества не предусмотрено. В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р документы ликвидируемой организации должны передаваться правопреемнику - ФГУП "Почта России". Архив, как часть имущества ликвидированного Учреждения, фактически входил в состав закрепленного за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения имущества.
Таким образом, оснований считать, что Предприятие является правопреемником Учреждения только в части имущества, у суда не имелось.
Поскольку нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А05-446/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.