Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Кужаровой Н.И.,
рассмотрев 21.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Светлогорский район" на решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2012 по делу N А21-292/2012 (судьи Шпачева Т.В., Казанцева Р.В., Соснина О.Г.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экрос-Центр", место нахождения: 238560, Калининградская область, г. Светлогорск, Железнодорожная ул., д. 3-б, ОГРН 1023902054846 (далее - Общество), обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением к муниципальному образованию "Светлогорский район" (далее - МО "Светлогорский район") в лице муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Светлогорский район", место нахождения: 236560, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77а (далее - Администрация), о присуждении 200 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 по делу N А21-2303/2010.
Решением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2012 с МО "Светлогорский район" за счет средств местного бюджета в пользу Общества взыскано 20 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и 4000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 28.02.2012 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель сослался на следующее:
- в силу статей 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации у МО "Светлогорский район" не возникло самостоятельных денежных обязательств перед Обществом, поскольку основным должником является муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Светлогорского городского округа" (далее - Управление ЖКХ);
- в нарушение пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30/64 от 23.12.2010 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 30/64) в резолютивной части решения от 28.02.2012 не указаны орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу, а также реквизиты банковского счета Общества, на который должна быть перечислена сумма компенсации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 28.02.2012 оставить без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2009 N А21-4137/2009 с Управления ЖКХ в пользу Общества взыскано 496 800 руб. задолженности по муниципальному контракту, 7428,35 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 11 542,28 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Поскольку названное решение не могло быть исполнено в связи отсутствием денежных средств у Управления ЖКХ, являющегося муниципальным учреждением, то решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 по делу N А21-2303/2010 с МО "Светлогорский район" в пользу Общества в порядке субсидиарной ответственности взыскано 496 800 руб. задолженности и 7428,35 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 11 542,28 руб. судебных расходов.
На основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 по делу N А21-2303/2010 судом первой инстанции 15.07.2010 выдан исполнительный лист АС N 002203850 (далее - исполнительный лист), который взыскателем 16.08.2010 направлен в Администрацию для исполнения.
Общество 25.01.2011 исполнительный лист отозвало из Администрации в связи с неисполнением решения арбитражного суда в предусмотренный законодательством срок и в тот же день предъявило его для исполнения в отделение по Светлогорскому городскому округу Управления Федерального казначейства по Калининградской области (далее - отделение УФК).
Письмом от 27.01.2011 N 02-05/41 отделение УФК исполнительный лист возвратило Обществу со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) он подлежал направлению для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Общество 03.02.2011 предъявило исполнительный лист для исполнения в отдел по Светлогорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - отдел УФССП).
Постановлением судебного пристава отдела УФССП от 14.02.2011 возбуждено исполнительное производство N 575/11/20/39.
Отозвав исполнительный лист из отдела УФССП в связи с его неисполнением, Общество 22.09.2011 повторно направило его в отделение УФК.
Письмом от 26.09.2011 N 02-05/504 отделение УФК исполнительный лист возвратило Обществу вновь со ссылкой на пункт 4 статьи 242.2 БК РФ.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2011 по делу N А21-7541/2011 по заявлению Общества действия отделения УФК по возврату исполнительного листа без исполнения признаны незаконными.
Общество, ссылаясь на то, что фактическое исполнение решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 по делу N А21-2303/2010 произведено МО "Светлогорский район" лишь 13.12.2011, обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6.1 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
В пункте 14 Постановления N 64/30 разъяснено, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ), а также исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ) взыскатели при нарушении их права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном Законом N 68-ФЗ и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Вопрос о том, нарушено ли право заявителя на исполнение судебного акта в разумные сроки, должен разрешаться с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом действий, направленных на исполнение, взыскателя и должника.
Как видно из материалов дела, решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 по делу N А21-2303/2010 вступило в законную силу 31.06.2010, исполнительный лист предъявлен к исполнению 16.08.2010, однако исполнен только 13.12.2011.
Таким образом, в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, процедура исполнения судебного акта длилась 1 год и 4 месяца.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ и установив факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, суд кассационной инстанции правомерно признал обращение Общества с заявлением о присуждении компенсации обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера присуждаемой компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд кассационной инстанции, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела и исходя принципов разумности и справедливости, пришел к правильному выводу о том, что в пользу Общества подлежит взысканию компенсация в сумме 20 000 руб.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что у МО "Светлогорский район" не возникло самостоятельных денежных обязательств перед Обществом, отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельный и основанный на неправильном толковании норм права, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2010 N А21-2303/2010 именно на МО "Светлогорский район" возложена субсидиарная ответственность за непогашение задолженности Управления ЖКХ перед Обществом, установленной решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2009 по делу N А21-4137/2009.
Довод Администрации о том, что в резолютивной части решения от 28.02.2012 не указаны реквизиты банковского счета лица, на который должна быть перечислена сумма компенсации, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку материалами дела N А21-292/2012 подтверждается, что указанные реквизиты указаны в исполнительном листе АС N 000473270, направленном в отделение УФК для исполнения.
Из представленных отделением УФК в суд кассационной инстанции документов следует, что обжалуемое решение 17.05.2012 исполнено и Обществу на его счет перечислено 24 000 руб.
Ссылка Администрации на то, что в обжалуемом решении не указан орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
В пункте 55 Постановления N 30/64 разъяснено, что в целях своевременного исполнения решения суда об удовлетворении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в резолютивной части этого судебного акта должен быть указан орган, на который возложена обязанность по его исполнению, под которым понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Как видно из материалов дела, оно рассмотрено в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела.
Администрация суду кассационной инстанции отзыв на заявление Общества о присуждении компенсации не направила, сведения о том, на какой орган МО "Светлогорский район" возложены обязанности по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, не представила.
Неуказание в резолютивной части обжалуемого решения на орган МО "Светлогорский район" не может служить основанием для его отмены, поскольку оно принято в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 68-ФЗ, предусматривающей, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации, и не повлекло за собой неисполнимость этого судебного акта.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2012 по делу N А21-292/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Светлогорский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 55 Постановления N 30/64 разъяснено, что в целях своевременного исполнения решения суда об удовлетворении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в резолютивной части этого судебного акта должен быть указан орган, на который возложена обязанность по его исполнению, под которым понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
...
Неуказание в резолютивной части обжалуемого решения на орган МО "Светлогорский район" не может служить основанием для его отмены, поскольку оно принято в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 68-ФЗ, предусматривающей, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации, и не повлекло за собой неисполнимость этого судебного акта.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2012 г. N Ф07-269/12 по делу N А21-292/2012