См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2013 г. N Ф07-9617/11 по делу N А05-2094/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы" Тимофеева К.В. (доверенность от 01.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2012 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-2094/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Северные магистральные нефтепроводы", ОГРН 1021100730353, место нахождения: 169313, Республика Коми, г. Ухта, пр. А.И. Зерюнова, д.2/1 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (далее - Управление Росимущества), от 21.02.2011 N 1316 в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 251 061 кв.м с кадастровым номером 29:07:121501:263, расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, а также об обязании Управления Росимущества предоставить Обществу в собственность названный участок, на котором находится нефтеперекачивающая станция "Приводино" магистрального нефтепровода "Ухта-Ярославль" (далее - НПС "Приводино"), и заключить с ним договор купли-продажи этого участка.
Решением от 03.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2011, в удовлетворении заявления отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 08.11.2011 названные судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции признал неверным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта, не подлежат приватизации в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и предложил суду установить, не имеется ли каких-либо иных препятствий, помимо изложенных в оспариваемом отказе Управления Росимущества, для приватизации названного участка; все ли документы, необходимые для решения вопроса о приватизации этого участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, Общество представило в Управление Росимущества; предложить Обществу уточнить заявленные требования в части, касающейся обязания Управления Росимущества заключить договор купли-продажи испрашиваемого участка.
При новом рассмотрении дела Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и попросило суд признать незаконным отказ Управления Росимущества от 21.02.2011 N 1316 в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 251 061 кв.м с кадастровым номером 29:07:121501:263, а также обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность заявителя, подготовить проект договора купли-продажи этого участка и направить договор в адрес Общества.
Решением от 08.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2012, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 08.12.2012 и постановление от 01.02.2012 и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на продажу федерального имущества не является препятствием для реализации Обществом права на выкуп спорного земельного участка; этот вывод противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества; между тем Управление Росимущества такое поручение не получило.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимости: здания станции перекаченной насосной, здания блока для головных станций магистральных нефтепродуктопроводов (проходная), здания базы производственного обслуживания, резервуара РВС - 20 000 куб.м N 1, резервуара РВС - 20 000 куб.м N 2, резервуара РВС - 20 000 куб.м N 3, резервуара РВС - 20 000 куб.м N 4, здания столовой на 35 мест, электроснабжения артскважин, внутренних электросетей и наружного освещения, здания КИП N 29, насосной станции пенотушения (1 очередь), здания арочного, растворо-бетонного узла, здания закрытого распредустройства, резервуара противопожарного запаса воды N 1, резервуара противопожарного запаса воды N 2, трансформаторной подстанции, площадки для хранения механизмов, дорог и подъездов внутриплощадочных, подъездной автодороги, газоснабжения НПС, площадки приема и пуска скребка, здания операторной, артскважины N 1, артскважины N 3, здания материально-технического склада, здания материально-технического склада (панельного), кабельной линии ЛЭП-10 квт, ВЛ-10, площадки фильтров грязеуловителей, спецсооружения N 1, эстакады для мойки машин, пруда дополнительного отстоя, установки наземной автоматической насосно-пневматической, резервуара для воды емкостью 100 куб.м, нефтеловушки, здания канализационной насосной станции, резервуара для промстоков емкостью 50 куб.м, здания ремонтно-механических мастерских, теплой стоянки на 10 машин, здания котельной, здания блока для головных станций магистральных нефтепроводов - вспомогательный корпус, здания блока для головных станций магистральных нефтепроводов - служебный корпус, сооружения вертолетной площадки у производственной территории, электроснабжения катодных станций и линейных задвижек.
На указанные объекты, большая часть которых приобретена Обществом в результате приватизации государственного имущества, в установленном порядке зарегистрировано право собственности заявителя (свидетельства о праве собственности представлены в т.1, л.д. 97-138).
Под указанными объектами, представляющими собой в совокупности НПС "Приводино", сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 251 061 кв.м с кадастровым номером 29:07:121501:263 по адресу: Архангельская область, Котласский район. Этот участок находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации НПС "Приводино".
Данный участок предоставлен в аренду Обществу по договору от 31.08.2006 N 054/06 на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке. В настоящее время арендодателем по этому договору является Управление Росимущества.
Общество 04.12.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении ему в собственность по правилам статьи 36 ЗК РФ земельного участка, расположенного по указанному адресу и занятого НПС "Приводино". К заявлению в числе прочих документов были приложены кадастровый паспорт спорного участка и свидетельства о государственной регистрации права собственности Общества на объекты недвижимости, расположенные на этом участке.
Управление Росимущества в письме от 21.12.2010 указало заявителю, что Росимущество возвратило представленные им документы на доработку в связи с необходимостью обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости.
В письме, направленном в Управление Росимущества 25.01.2011, Общество разъяснило, что спорный участок был сформирован в установленном порядке в целях эксплуатации НПС "Приводино", объекты которой технологически связаны между собой и обеспечивают безопасную и бесперебойную перекачку нефти; объекты занимают весь испрашиваемый земельный участок с учетом установленных специальными правилами охранных зон перекачивающих станций.
Управление Росимущества в письме от 21.02.2011 N 1316 сообщило Обществу об отказе в выкупе названного земельного участка, поскольку он относится к землям, предоставленным для организации трубопроводного транспорта, которые ограничены в обороте и в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не подлежат передаче в частную собственность.
Общество, считая, что Управление Росимущества незаконно отказало ему в выкупе указанного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды при новом рассмотрении дела удовлетворили уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования Общества, признали, что мотивы, по которым Управление Росимущества отказало в выкупе спорного участка незаконны, поскольку не соответствуют статьям 27, 28, 36 ЗК РФ и статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), и обязали Управление Росимущества принять решение о предоставлении спорного участка в собственность Общества, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи спорного участка.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи (в редакции, действовавшей до 01.07.2011, то есть на момент обращения Общества с заявлением о выкупе названного участка) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 той же статьи предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Названной нормой не установлен запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрена обязанность юридических лиц переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "25.10.2001 г."
По результатам системного толкования приведенных норм права суды сделали вывод о том, что законодательство не содержит публичных ограничений в обороте и запрета на приватизацию в порядке статьи 36 ЗК РФ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта. Возможность приватизации таких участков в указанном порядке не зависит от того, на каком праве у собственников названных объектов недвижимости находятся эти участки (в аренде или на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Суды установили следующее: Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, имеет исключительное право, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ, на выкуп этого участка; Общество представило в Управление Росимущества все необходимые документы, предусмотренные действовавшим до октября 2011 года Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, поэтому у Управления Росимущества не было законных оснований для отказа в выкупе испрашиваемого земельного участка.
Суды обеих инстанций, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, в том числе Типовое положение и Положение о Росимуществе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правомерно отклонили ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества. Суды обоснованно посчитали, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости.
В кассационной жалобе Управление Росимущества не привело никаких доводов, свидетельствующих об отсутствии у Общества права на приватизацию спорного участка, а сослалось только на отсутствие поручения Росмущества на его продажу.
Поскольку данному доводу дана надлежащая оценка судами обеих инстанций, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А05-2094/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.