См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2011 г. N Ф07-10085/11 по делу N А26-3687/2011
См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2011 г. N 13АП-13818/11
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тандер" Ковалева Д.В. (доверенность от 20.01.2012), от администрации Петрозаводского городского округа Ульяновой Ю.В. (доверенность от 28.12.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.12.2011 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-3687/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер", место нахождения: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, ОГРН 1022301598549 (далее - ЗАО "Тандер"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2 (далее - Администрация), от 19.04.2011 N 1331 "Об отмене постановлений главы самоуправления города Петрозаводска, постановлений главы Петрозаводского городского округа и распоряжений Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 17.09.2007 N 910-р".
Решением от 07.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2012, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает на следующее: суды сделали неправильные выводы о том, что Администрация была не вправе отменить ненормативные акты, на основании которых заключены договоры аренды земельного участка, и что проверка соблюдения порядка предоставления земельных участков для строительства возможна только при проверке законности этих договоров; суды не указали, каким нормам законодательства не соответствует оспариваемое постановление; суды не приняли во внимание довод Администрации о том, что при предоставлении в 2006 году земельных участков для строительства была нарушена процедура, предусмотренная статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Тандер", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованным, просит оставить их без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы. Представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу, а также пояснил, что строительство административно-торгового центра на земельных участках, предоставленных в аренду, не ведется.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 10.10.2006 N 2573 обществу с ограниченной ответственностью "Петрозаводская финансовая компания" (далее - ООО "Петрозаводская финансовая компания") предварительно согласовано место размещения административно-торгового центра, утвержден акт выбора земельного участка от 06.10.2006, предоставлено право разработки проектной документации для строительства административно-торгового центра в районе универсама "Ритм" по ул. Ровио.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 26.02.2007 N 487 утвержден проект границ земельного участка общей площадью 10 293 кв.м по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ровио, для строительства административно-торгового центра; данный участок предоставлен ООО "Петрозаводская финансовая компания" в аренду сроком на три года.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 26.02.2007 N 502 ООО "Петрозаводская финансовая компания" предоставлен в аренду земельный участок площадью 278 кв.м по Питкярантской ул. для проектирования и строительства административно-торгового центра.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 26.02.2007 N 503 ООО "Петрозаводская финансовая компания" предоставлен в аренду земельный участок площадью 525 кв.м по Питкярантской ул. для проектирования и строительства административно-торгового центра.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 26.02.2007 N 504 ООО "Петрозаводская финансовая компания" предоставлен в аренду земельный участок площадью 157 кв.м по Питкярантской ул. для проектирования и строительства административно-торгового центра.
Постановлением главы Петрозаводского городского округа от 18.08.2009 N 2361 утвержден градостроительный план земельных участков по ул. Ровио.
Постановлением главы Петрозаводского городского округа от 14.09.2007 N 2159 в постановление главы самоуправления города Петрозаводска от 26.02.2007 N 487 внесены следующие изменения: из названия постановления исключены слова "и предоставлении в аренду", пункт 2 постановления изложен в новой редакции: "ООО "Петрозаводская финансовая компания" обеспечить установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка"; пункты 3 и 4 постановления признаны утратившими силу.
Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) от 17.09.2007 N 910-р ООО "Петрозаводская финансовая компания" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 10:01:140171:029 площадью 10 293 кв.м в районе универсама "Ритм" по ул. Ровио для строительства административно-торгового центра.
На основании указанных постановлений и распоряжения с ООО "Петрозаводская финансовая компания" заключены следующие договоры аренды земельных участков для строительства административно-торгового центра: от 12.03.2007 N 8478, 8477, 8479 на срок до 26.02.2010, от 25.09.2007 N 9078 на срок по 16.09.2012.
ООО "Петрозаводская финансовая компания" и ЗАО "Тандер" заключили договор от 28.12.2010 N ГК/82/6293/10 о передаче ЗАО "Тандер" прав и обязанностей по указанным договорам аренды земельных участков.
Администрация постановлением от 19.04.2011 N 1331 отменила постановления главы самоуправления города Петрозаводска от 10.10.2006 N 2573, от 26.02.2007 N 487, 502, 503, 504, постановление главы Петрозаводского городского округа от 14.09.2007 N 2159, от 18.08.2009 N 2361 и распоряжение Министерства от 17.09.2007 N 910-р. В преамбуле постановления от 19.04.2011 N 1331 указано, что Администрация руководствовалась при этом пунктом 6 статьи 30, пунктами 1, 3 и 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Тандер", ссылаясь на то, что постановление Администрации от 19.04.2011 N 1331 незаконно и нарушает его права и законные интересы, связанные со строительством административно-торгового центра на арендованных им земельных участках, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
Суд исходил из следующего.
На основании отмененных оспариваемым постановлением ненормативных актов с ООО "Петрозаводская финансовая и компания" были заключены четыре договора аренды земельных участков, а в дальнейшем права и обязанности по этим договорам переуступлены ЗАО "Тандер". Названные сделки зарегистрированы в установленном порядке. При наличии зарегистрированных договоров Администрация была не вправе в порядке, предусмотренном статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), отменять ненормативные акты, на основании которых заключены эти договоры. Зарегистрированное право аренды может быть оспорено только в судебном порядке. Рассмотрение вопроса о соблюдении установленного порядка предоставления земельных участков возможно лишь при проверке законности сделки, что относится к компетенции суда.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Неверен выводов судов о том, что при наличии договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, заключенных на основании отмененных ненормативных правовых актов Администрации и Министерства, Администрация была не вправе отменить такие ненормативные правовые акты. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственных или муниципальной собственности, представляет собой сложный юридический состав, одним из элементов которого являются ненормативные правовые акты соответствующих исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться названными земельными участками.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, не соответствующие закону, могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Муниципальный правовой акт, которым отменен другой акт, может быть оспорен в судебном порядке.
По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов заинтересованных лиц. В свою очередь арбитражный суд в силу части 4 статьи 200 АПК РПФ должен дать оценку представленным доказательствам, осуществить проверку актов, которые отмены, на предмет соответствия их закону или иным нормативным правовым актам.
Администрация в обоснование причин, по которым она оспариваемым постановлением отменила ранее принятые ненормативные акты, указала на следующее: при предоставлении в 2006 году земельных участков для строительства была нарушена процедура, предусмотренная статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: к акту от 18.08.2006 выбора земельного участка не был приложен проект границ этого участка; такой проект был утвержден только постановлением от 26.02.2007 N 487, причем площадь этого участка оказалась меньше той, что указана в акте выбора; предоставление участков для строительства было произведено без информирования населения; ООО "Петрозаводская финансовая компания" были предоставлены в аренду без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта три земельных участка, прошедших кадастровый учет и находившихся в пользовании других лиц.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статьи 200 АПК РФ не дали оценку приведенным доводам Администрации, не проверили, были ли нарушены законы и иные нормативные правовые акты при принятии тех ненормативных правовых актов, которые отменены оспариваемым постановлением Администрации.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Пари новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное; проверить доводы Администрации о том, что при принятии ненормативных актов, отмененных оспариваемым постановлением, были нарушены нормы Земельного кодекса Российской Федерации; установить, насколько существенны были эти нарушения и привели ли они к нарушению прав и законных интересов муниципального образования или каких-либо иных лиц; с учетом установленных обстоятельств разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А26-3687/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.