См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2012 г. N Ф07-3722/12 по делу N А56-11702/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В.,
при участии Яковенко О.В. и его представителя Корникова В.В. (доверенность от 20.04.2010),
рассмотрев 25.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предпринимателя Яковенко Олега Викторовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2011 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-11702/2011,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Яковенко Олег Викторович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Волосовский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) в заключении договора купли-продажи принадлежащего заявителю на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка общей площадью 10,46 га с кадастровым номером 47:22:063002:2, расположенного по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, дер. Донцо, на льготных условиях по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка, и обязании заключить указанный договор в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом и Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Решением суда от 01.09.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.01.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Яковенко О.В. просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что суды неправильно применили подпункты 1 и 6 пункта 1 статьи 1, статьи 7 и 8, пункт 2 статьи 95, статью 96 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 10, статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закон Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в Ленинградской области", пункт 5 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании Яковенко О.В. и его представитель подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением главы администрации Волосовского района Ленинградской области от 10.09.1992 N 480 Яковенко О.В. предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 10,46 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, дер. Донце, для ведения крестьянского хозяйства.
Яковенко О.В. обратился в Администрацию с заявлением от 01.02.2011 о заключении с ним договора купли-продажи указанного земельного участка, ссылаясь на пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Администрация отказала Яковенко О.В. в выкупе земельного участка письмом от 09.02.2011 N 473. При этом Администрация сослалась на то, что участок находится на землях особо охраняемых территорий комплексного памятника природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо", в связи с чем не подлежит приватизации.
Яковенко О.В., полагая, что данный отказ противоречит закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды применили статью 8, абзац 2 пункта 2, подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункт 17 приложения N 2 к решению исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 29.03.1976 N 145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области", согласно которому принят под государственную охрану и отнесен к категории местного значения памятник природы - урочище Донцы Волосовского района, истоки реки Оредеж, а также постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области", в соответствии с которым к особо охраняемой природной территории Ленинградской области отнесен комплексный памятник природы "Истоки реки Оредеж в урочище Донцо" и утвержден паспорт охраняемой природной территории, в котором вместе с другими землепользователями указано и крестьянское хозяйство Яковенко О.В.
Суды, сделав вывод о том, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и не подлежащим в силу закона приватизации (отчуждению в частную собственность), поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, сочли законным и в связи с этим не нарушающим права Яковенко О.В. отказ Администрации в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка.
Апелляционный суд отклонил доводы Яковенко О.В., посчитав, что невнесение соответствующих изменений относительно категории земель в документы государственного земельного кадастра или в документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не влияют на вывод об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли, в том числе: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Как установлено пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Согласно пункту 3 этой же статьи установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.
В соответствии с пунктами 1, 6 и 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 этого же закона установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Суды, установив, что спорный земельный участок на основании постановления Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 N 494 входит в состав особо охраняемых природных территорий Ленинградской области - урочище Донцы Волосовского района, истоки реки Оредеж, сделали правомерный вывод о том, что оспариваемый отказ Администрации в заключении договора купли-продажи упомянутого земельного участка не противоречит закону, соответственно, не нарушает права Яковенко О.В.
Доводы подателя жалобы о том, что имеющиеся в деле документы подтверждают принадлежность спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права. Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что переводом земель или земельных участков в составе земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов является установление или изменение границ особо охраняемых территорий и объектов. Поскольку спорный земельный участок включен в границы памятника природы решением исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 29.03.1976 N 145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области", а в последующем постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 N 494 утверждены границы и паспорта особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, куда вошел упомянутый объект, нет оснований полагать, что земельный участок, которым владеет Яковенко О.В., относится к категории земель иного назначения.
При таких обстоятельствах решение и постановление следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А56-11702/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предпринимателя Яковенко Олега Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.