Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приграничный водоканал" конкурсного управляющего Клюкина А.Б., Дидык Н.С. (доверенность от 10.04.2011), от Совета Суоярвского городского поселения Полищука П.В. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приграничный водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2011 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-5338/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приграничный водоканал" (ОГРН 1051000084354, местонахождение: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Машезерская, 25, 24; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Совета Суоярвского городского поселения (место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6; далее - Совет), выразившегося в непринятии тарифа на услуги водоснабжения на 2010 год.
Решением Арбитражного суда от 19.08.2010 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2011 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия. В постановлении кассационной инстанции указано на непредставление суду доказательств, подтверждающих законность бездействия Совета.
При новом рассмотрении решением от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2012 решение от 14.12.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 14.12.2011 и постановление апелляционной инстанции от 21.03.2012, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представители Общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Совета просил оставить решение от 14.12.2011 и постановление апелляционной инстанции от 21.03.2012 без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории города Суоярви Республики Карелия.
В декабре 2009 года заявитель представил в Совет независимую экспертизу тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, а также утвержденную Главой Суоярвского городского поселения производственную программу на 2010 - 2011 годы и просил установить экономически обоснованные тарифы по водоснабжению и водоотведению.
Решением Совета Суоярвского городского поселения (V сессии II созыва) от 18.03.2010 N 35 утвержден тариф на оказываемые Обществом услуги по водоотведению для всех групп потребителей в размере 19 руб. 57 коп. за 1 куб.м. Тариф по водоснабжению данным решением не утвержден. В представленной независимой экспертизе тариф на услуги водоснабжения для всех групп потребителей составляет 28,57 руб. за 1 куб.м.
Считая бездействие Совета по неутверждению тарифа по водоснабжению незаконным, нарушающим его права и интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210). Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с данным Законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
На основании Закона N 210-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.07.2008 N 520, которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила регулирования тарифов).
В Правилах регулирования тарифов определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности: заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности). В случае представления организацией коммунального комплекса не всех требуемых документов орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения. В случае представления организацией коммунального комплекса всех необходимых документов орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Таким образом, согласно положениям Закона N 210-ФЗ и Правил регулирования тарифов необходимость совершения органом регулирования действий по установлению тарифов, сроки и порядок совершения таких действий обусловлены наличием волеизъявления организации коммунального комплекса на установление (изменение установленных) для нее тарифов. Такое волеизъявление должно быть выражено в соответствующем заявлении о согласовании производственной программы и заявлении об утверждении тарифа, направленном в установленном порядке в адрес регулирующего органа.
Доводы подателя жалобы о представлении им документов, которые подтверждают то обстоятельство, что вопрос о принятии тарифа на водоснабжение рассматривался на заседаниях сессий (экспертный отчет по результатам финансовой экспертизы тарифов на 2010 год по коммунальным услугам: водоснабжение, водоотведение, оказываемых Обществом; приглашение на заседание комиссии Совета 18.03.2010 по рассмотрению вопроса повестки дня - "Об утверждении тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению для Общества"; проект решения Совета от 18.03.2010), приведенные в качестве доказательств обоснованности заявленных требований, правомерно отклонены судом. Отсутствие поступления указанных документов в адрес Совета, как органа регулирования, уполномоченного на установление соответствующих тарифов, подтверждается журналами входящей корреспонденции Администрации, осуществляющей регистрацию корреспонденции, поступающей в адрес Совета.
Согласно пояснениям представителя заявителя Клюкина А.Б., данным в судебном заседании 14.11.2011, Обществом в адрес Совета в установленном порядке документы не направлялись, копии производственной программы и экспертного заключения вручались непосредственно депутатам Совета.
Вручение представителем Общества неких документов отдельным депутатам Совета нельзя признать легитимным способом обращения в соответствующий орган по разрешению данного вопроса.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество в установленном законом порядке с заявлением об установлении тарифа на услуги водоснабжения не обращалось, то есть заявитель сам не совершил предусмотренных Законом действий, которые требовали бы ответных действий от Совета как органа регулирования, уполномоченного на установление соответствующих тарифов.
Доводы подателя жалобы о том, что отсутствие в материалах дела заявления об установлении тарифа на водоснабжение не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, также обоснованно отклонены судом.
Как установлено судом по материалам дела, главой администрации поселения был представлен на утверждение проект решения об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для Общества, подготовленный на основании результатов независимой экспертизы, однако депутаты на сессии Совета, состоявшейся 04.02.2010, указали на отсутствие заключения специалистов Администрации в отношении обоснованности указанного в экспертном заключении тарифа, непредставление подтверждающих документов, обосновывающих увеличение тарифа, на плохое качество подаваемой воды. С учетом выступлений и поступивших предложений председатель вынес на голосование поступившее предложение об увеличении действующего тарифа на 17 процентов. По итогам голосования решение не принято (пять депутатов проголосовали за повышение тарифа, семь - против, два - воздержались). Вопрос об установлении тарифа на водоснабжение для Общества был повторно вынесен на V сессию Совета 18.03.2010 (том 4 листы дела 1 - 40). В связи с непредставлением Обществом документов, подтверждающих расчет тарифа в экспертном заключении, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также точной информации, подтверждающей обоснованность тарифа, данный вопрос был исключен единогласно.
При таких обстоятельствах (с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований в связи с неустановлением обязанности Совета по принятию по данному вопросу какого-либо решения, равно как и данных, свидетельствующих о нарушении законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, принимая во внимание положения статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда республики Карелия от 14.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу N А26-5338/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приграничный водоканал"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.