Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бородиной Ж.В. (доверенность от 02.12.2011 б/н), от Государственной административно-технической инспекции правительства Санкт-Петербурга Полуниной М.А. (доверенность от 29.12.2011 N 01-04-2626/11),
рассмотрев 03.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2011 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-61222/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество, ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера "А" (далее - ГАТИ, Инспекция), от 28.09.2011 N 3117 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2011 N 273-70 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2012, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на порок протокола об административном правонарушении в отношении сведений о дате ордера ГАТИ N У-18413, сроке его действия, а также о квалификации административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель ГАТИ возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 03.08.2011 ведущим специалистом ГАТИ совместно с представителями ОГИБДД и ГУДСП "Путь" по адресу: Санкт-Петербург, дорога в Угольную гавань, пути станции Автово, ж/д переезд "Рыбный", зафиксирован факт проведения Обществом земельных работ после окончания срока действия ордера ГАТИ от 22.07.2011 N У-18413.
Указанный факт зафиксирован в акте Инспекции от 03.08.2011 с приложением фотоматериалов.
Административным органом 08.08.2011 в присутствии двух понятых составлен протокол осмотра территории по указанному адресу с приложением фотоматериалов, а также протокол об административном правонарушении N 42135.
Постановлением ГАТИ от 28.09.2011 N 3117 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество оспорило данное постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды установили, что административный орган доказал состав вмененного заявителю административного правонарушения и при этом не допустил существенных нарушений порядка привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ОАО "РЖД" в силу следующего.
Частью 2 статьи 14 Закона N 273-70 установлено, что нарушение порядка продления (закрытия) ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, а также производство работ после окончания срока действия указанного ордера, нарушение промежуточных сроков производства указанных работ, невосстановление благоустройства территории, объекта недвижимости, объекта благоустройства после завершения работ и окончания срока действия указанного ордера влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 "О Государственной административно-технической инспекции" установлено, что ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в полномочия которой, в том числе, входит обязанность по проведению государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ.
Распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 утверждены правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 4), в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга.
В силу пункта 1.4 Правил N 4 "ордер" - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ.
Пунктом 6.13 названных Правил предусмотрено, что ордер на производство работ действителен только на вид, объем, сроки и участок работ, указанные в ордере. Выполнение работ, не предусмотренных ордером, запрещено и является самовольным.
Порядок продления срока производства плановых работ, указанного в ордере, приведен в разделе 10 Правил N 4.
Согласно пункту 10.1 Правил N 4 в исключительных случаях в случае необходимости продления установленных ордером ГАТИ сроков производства работ производитель работ обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока действия ордера обратиться в ГАТИ с заявлением по форме согласно приложению 9 к Правилам с приложением согласований организаций, регулирующих вопросы, связанные с продолжением производства работ, указанных в пункте 10.2 Правил N 4.
Выполнение работ после истечения сроков, указанных в ордере, по ордеру, не прошедшему в установленном порядке продления, в соответствии с пунктом 10.1.1 Правил N 4 запрещено и является самовольным.
В соответствии с пунктами 12.1 и 12.2 Правил N 4 закрытие ордера производится Инспекцией в случае завершения работ, указанных в ордере, с восстановлением нарушенного благоустройства при наличии соответствующих отметок организаций, указанных в пункте 12.3 настоящих Правил. Производитель работ обязан в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока действия ордера исполнить порядок закрытия ордера. В указанный 10-дневный срок, установленный ГАТИ для закрытия ордера, производство работ запрещается.
Срок действия ордера от 22.07.2011 N У-18413, выданного на "Земляные работы. Устранение дефекта на объекте", истек 29.07.2011 (лист дела 63). Заявление на закрытие или на продление сроков производства работ по окончании указанного срока действия данного ордера Общество в ГАТИ в установленный срок не представило, благоустройство по состоянию на 03.08.2011 не восстановило.
Все вышеперечисленные действия (бездействие) ОАО "РЖД" свидетельствуют о нарушении им Правил N 4.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение действующих норм и правил в сфере проведения земляных работ на территории Санкт-Петербурга и недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14 Закона N 273-70.
Судами проверено соблюдение Инспекции процедуры привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления ГАТИ.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола осмотра территории от 08.08.2011 и протокола об административном правонарушении от 08.08.2011 Инспекция надлежащим образом уведомила Общество, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении телеграммы (лист дела 58). Постановление ГАТИ вынесено в присутствии представителя заявителя Озерова М.В., действовавшего по доверенности от 14.12.2010.
Вывод судов двух инстанций об отсутствии нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности соответствует положениям КоАП РФ и доказательствам, имеющимся в деле.
Довод подателя жалобы, связанный с пороком протокола об административном правонарушении от 08.08.2011 N 42135, оценен судами с учетом правил статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды исходя из совокупности всех представленных в материалы дела доказательств (акт от 03.08.2011 с приложением фотоматериалов, протокол осмотра территории от 08.08.2011, ордер N У-18413) пришли к правомерному выводу о технической ошибке сотрудника ГАТИ в части указания даты выдачи и даты истечения срока действия данного ордера, которая не могла повлиять на суть правонарушения и ввести Общество в заблуждение относительно совершенного им противоправного деяния.
Изменение Инспекцией квалификации правонарушения с части 1 статьи 14 Закона N 273-70, указанной в протоколе об административном правонарушении от 08.08.2011, на часть 2 статьи 14 того же Закона при вынесении оспариваемого постановления, совершено в пределах предоставленных ей прав и не ухудшает положения ОАО "РЖД" (максимальный размер санкции ниже); согласуется с подходом, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Выводы судов о привлечении Общества к административной ответственности в пределах давностного срока и размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона N 273-70, соответствуют Закону и материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ОАО "РЖД" и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А56-61222/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение действующих норм и правил в сфере проведения земляных работ на территории Санкт-Петербурга и недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14 Закона N 273-70.
...
Вывод судов двух инстанций об отсутствии нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности соответствует положениям КоАП РФ и доказательствам, имеющимся в деле.
...
Изменение Инспекцией квалификации правонарушения с части 1 статьи 14 Закона N 273-70, указанной в протоколе об административном правонарушении от 08.08.2011, на часть 2 статьи 14 того же Закона при вынесении оспариваемого постановления, совершено в пределах предоставленных ей прав и не ухудшает положения ОАО "РЖД" (максимальный размер санкции ниже); согласуется с подходом, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Выводы судов о привлечении Общества к административной ответственности в пределах давностного срока и размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона N 273-70, соответствуют Закону и материалам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2012 г. N Ф07-733/12 по делу N А56-61222/2011