Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Сосниной О.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лакома" генерального директора Королевой С.А. (решение участников от 23.09.2009 N 1) и Маясова Ю.Д. (доверенность от 05.07.2012),
рассмотрев 05.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.12.2011 (судья Истомина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 (судьи Романова А.В., Елагина О.К., Шадрина А.Н.) по делу N А66-4163/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лакома", место нахождения: 170003, Тверская обл., г. Тверь, ул. Поселковая 1-я, д. 7, оф. 29, ОГРН 1096952020428 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Военному комиссариату Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, Трехсвятская ул., д. 38, ОГРН 1026940512752 (далее - Комиссариат), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать с ответчика 292 540 руб. в возмещение расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг, а также 15 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 30.12.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комиссариат просит решение от 30.12.2011 и постановление от 20.04.2012 отменить, ссылаясь на следующее:
- судами первой и апелляционной инстанций не применены положения пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), а также пункта 31 приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - Приказ N 5);
- судами первой и апелляционной инстанций не исследован в полном объеме вопрос права родственников умерших ветеранов Великой отечественной войны и военной службы на социальную льготу в виде погребения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;
- Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора;
- сумма взысканных с Комиссариата судебных расходов на представителя является завышенной.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить решение от 30.12.2011 и постановление от 20.04.2012 без изменения.
В судебном заседании представители Общества возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Комиссариат надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2009 - 2010 гг. между Обществом (исполнителем) и гражданами Матвеевой Р.Н., Моториной Т.Н., Шароновой Н.Е., Суровцевой Г.А., Балмышевой Л.И., Цветковой Т.Н., Земновой А.В., Смирновой Е.А., Жорж Л.А., Денисовой И.Ю., Синициной Р.В., Быковым Д.С., Корниловым П.М., Гераськиным В.И., Антоновой Г.А., Мороховой Л.В., Хатьковым Н.Ф., Матвеевой Л.Н., Ткач Е.К., Виноградовой В.В., Дмитриевой Н.А., Щербаковой Н.О., Соломатиным А.Б., Васильевой Н.Е. (заказчиками) заключены 29 договоров на организацию похорон от 27.01.2010 N 4, от 09.05.2010 N 136, от 24.05.2010 N 171, от 09.06.2010 N 203, 60/655, 2/13 и 7/75-2010, от 17.06.2010 N 221, от 21.06.2010 N 227, от 28.06.2010 N 247, от 10.08.2010 N 352, от 19.08.2010 N 372, от 30.08.2010 N 393, от 01.09.2010 N 401, от 11.10.2010 N 478, от 14.10.2010 N 482, от 16.10.2010 N 49/494, от 22.10.2010 N 51/210 и 514, от 08.11.2010 N 544, от 11.11.2010 N 557, от 19.11.2010 N 578, от 26.11.2010 N 595 и 596, от 02.12.2010 N 611, от 06.12.2010 N 617, от 11.12.2009 N 1, от 11.12.2010 N 639 и от 16.12.2010 N 642 (далее - договоры) на общую сумму 338 605 руб., по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к ним) исполнитель обязался за свой счет организовать похороны умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы с предоставлением гарантированного перечня ритуальных услуг, а заказчики - принять результат работ, а также передать Обществу права требования к Комиссариату по возмещению расходов, связанных с погребением погибших (умерших).
Исполнив условия договоров, что подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи, Общество обратилось в Комиссариат с заявлениями о возмещении затрат, связанных с организацией похорон, с приложением документов, подтверждающих размер и количество оказанных услуг (т.д. 1, л. 92 - 98).
Письмами от 31.01.2011 N 5/62 и от 18.02.2011 N 5/144 Комиссариат возвратил Обществу документы, ссылаясь на нарушение порядка их представления, установленного Приказом N 5 и приказом Военного комиссариата Тверской области от 12.07.2010 N 150 (т.д. 3, л. 58 - 59; т.д. 1, л. 99).
Общество, полагая, что отказ Комиссариата от возмещения ему расходов, фактически понесенных по договорам, является необоснованным, обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
В ходе рассмотрения дела до принятия по нему решения Общество исключило из истребуемой суммы задолженности 45 565 руб. расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг по захоронению умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма Руленковой Н.Д., Смирновой П.В., Прокофьева Ф.А., Матвеева Н.И.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-Ф) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (пункт 1). Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Законом N 8-ФЗ (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 37 пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" основными задачами военных комиссариатов являются организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормативах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что оплата расходов на погребение (в том числе на изготовление и установку надгробия) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Статьей 5 Закона N 8-ФЗ установлено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти другому лицу.
Согласно статье 6 Закона N 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по оказанию ритуальных услуг по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона и договоров признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
При этом из вышеперечисленных нормативных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить уполномоченным лицам расходы на ритуальные услуги погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной Войны и другим перечисленным категориям лиц.
Законы N 5-ФЗ и N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на ритуальные услуги с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на оказание ритуальных услуг.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
О наличии понесенных Обществом расходов свидетельствует сам факт оказания ритуальных услуг, который ответчиком не опровергнут.
Расчет расходов Общества проверен судом первой инстанции и признан правильным.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь названными нормативными актами, и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом статьи 71 АПК РФ, правомерно пришли к выводу о том, что Общество вправе требовать возмещения своих расходов, понесенных на организацию похорон лицам, указанным в пункте 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ, за счет средств федерального бюджета, в связи с чем обоснованно удовлетворили иск Общества.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку положений об обязательном соблюдении досудебного урегулирования споров законы N 5-ФЗ и N 8-ФЗ не содержат.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, в обоснование своего заявления о взыскании 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя Покровского Василия Васильевича Общество представило договор поручения от 19.04.2011, а также квитанцию к приходному кассовому ордеру от 19.04.2011.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, условия договора по общему правилу определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя. Частью 2 статьи 110 АПК РФ арбитражному суду предоставлено право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Как следует из материалов дела, доказательства, подтверждающие чрезмерность взыскиваемых Обществом издержек, в том числе сведения статистических органов о ценах на региональном рынке юридических услуг, Комиссариат при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не представил.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, сделали правильный вывод о том, что представленные Обществом документы подтверждают факт оказания ему юридических услуг и их оплату, а заявленная сумма расходов отвечает признаку разумности, в связи с чем обоснованно удовлетворили требование Общества в части взыскания 15 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А66-4163/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.