Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Дмитриева В.В. и Кужаровой Н.И.,
при участии от страхового открытого акционерного общества "ВСК" Касьяна В.И. (доверенность от 01.12.2011), от открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" Щукиной Е.М. (доверенность от 11.01.2012), от открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" Коцюка Н.Н. (доверенность от 12.01.2012), от открытого акционерного общества "Аэропорт Пулково" Темировой А.И. (доверенность от 27.12.2011),
рассмотрев 10.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную страхового открытого акционерного общества "ВСК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2011 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А56-16306/2011 (судьи Медведева И.Г., Зайцева Е.К., Тойвонен И.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания "Сибирь", Авиакомпания), место нахождения: 633104, Новосибирская область, город Обь; ОГРН 1025405624430, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Аэропорт "Пулково" (далее - ОАО "Аэропорт "Пулково", Аэропорт), место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Внуковская улица, дом 2; ОГРН 1077847061687, 111 932 руб. 33 коп. убытков.
Определением от 27.06.2011 в качестве соистца к участию в деле привлечено открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (далее - ОСАО "Ингосстрах"), место нахождения: 115998, Москва, Пятницкая улица, дом 12, строение 2; ОГРН 1027739362474.
Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховое открытое акционерное общество "ВСК" (далее - СОАО "ВСК"), место нахождения: 121552, Москва, Островная улица, дом 4; ОГРН 1027700186062.
Соистцы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличили исковые требования и просили взыскать с ОАО "Аэропорт "Пулково" в пользу ОАО "Авиакомпания "Сибирь" 973 833 руб. 73 коп., 197 782,83 доллара США и 15 228,57 евро убытков, в пользу ОСАО "Ингосстрах" 63 780,48 доллара США убытков.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2011 исковые требования удовлетворены, с ОАО "Аэропорт "Пулково" взыскано в пользу ОАО "Авиакомпания "Сибирь" 973 833 руб. 73 коп., 197 782,83 доллара США и 15 228,57 евро убытков, в пользу ОСАО "Ингосстрах" 63 780,48 доллара США убытков.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 решение от 14.11.2011 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе СОАО "ВСК", ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, на то, что судами взысканы не прямые убытки, а убытки в виде упущенной выгоды.
В отзыве на кассационную жалобу Авиакомпания возражает против жалобы.
В судебном заседании представитель СОАО "ВСК" поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Авиакомпании, Аэропорта и ОСАО "Ингосстрах" просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Законность решения от 14.11.2011 и постановления от 17.02.2012 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 27.12.2005 между Авиакомпанией и ФГУАП "Аэропорт "Пулково" (правопредшественник ОАО "Аэропорт "Пулково") было заключено Стандартное соглашение о наземном обслуживании от 27.12.2005 N 1760 (далее - Соглашение).
При обслуживании рейса N С7-044 Авиакомпании 26.11.2009 на территории Аэропорта в результате самопроизвольного движения с места стоянки пассажирского трапа "TIPS" PS 2458 SD произошло его столкновение с принадлежащим Авиакомпании воздушным судном (далее ВС) А-319 VP-BHQ, что повлекло за собой его повреждение.
Как следует из составленного отчета от 15.12.2009 по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом А-319 VP-BHQ, в результате нарушения водителем ЭАТ схемы расстановки трапа "TIPS" типа PS 2458 SD (гаражный N 501) и невыполнения технологических действий по фиксированию данного пассажирского трапа от самопроизвольного движения с места стоянки было повреждено ВС Авиакомпании, а именно: элерон, элемент нижней поверхности крыла (проставка между элероном и закрылком), внешний закрылок левой плоскости крыла.
В результате повреждения ВС Авиакомпании были причинены следующие убытки:
1. В связи с отменой рейса, 12 пассажиров получили денежные средства за уплаченные билеты в общей сумме 54 721 руб.
2. Расходы на питание и проживание экипажа ВС отмененного рейса составили 28 750 руб.
3. Расходы по перегону временно исправленного, пустого ВС в Домодедово (без пассажиров), рейсом под номером С7-44, в сумме 90 846 руб. 81 коп. (расходы на топливо 50 811 руб. 97 коп., расходы по выполнению рейса 40 034 руб. 84 коп.).
4. Восстановление исправности поврежденного ВС в виде стоимости ремонтных работ в сумме 83 182 руб. 33 коп.
5. Расходы на перегон ВС в декабре 2009 года в Брюссель для снятия поврежденного закрылка, передачи его в ремонт и замены на период ремонта на арендованным в сумме 366 517 руб. 28 коп. (91 641 руб. 49 коп. - расходы по выполнению рейсов, 274 875 руб. 79 коп. - расходы на топливо) и 2 256,26 Евро.
6. Расходы на перегон ВС в мае 2010 года в Брюссель для возврата арендованного закрылка и замены его на отремонтированный ремонт в сумме 349 816 руб. 31 коп. (60 770 руб. 95 коп. - расходы на выполнение рейсов, 289 045 руб. 36 коп. - расходы на топливо) и 2 240,44 Евро.
7. Расходы на ремонт ВС в виде стоимости ремонта закрылка в сумме 133 698 долларов США.
8. Расходы в виде стоимости замены закрылка и дополнительные работы в сумме 8 150 Евро и 2 381,87 Евро.
9. Расходы в виде стоимости аренды закрылка на период ремонта в сумме 95 573,81 доллара США.
10. Расходы в виде стоимости работ по инспекции закрылка после аренды в сумме 32 291,50 доллара США.
Соответственно сумма убытков, понесенных Авиакомпанией в результате повреждения ВС, составила 973 833 руб. 73 коп., 15 228,57 Евро и 261 563,31 доллара США.
Риск повреждения ВС А-319 VP-BHQ был застрахован в ОСАО "Ингосстрах" по договору страхования N 494-025549/09.
ОСАО "Ингосстрах" возместило Авиакомпании понесенные убытки в связи с повреждением ВС (с учетом франшизы в 100 000 долларов США) посредством взаимозачета в размере 63 780,48 доллара США (акт взаимозачета от 31.03.2011).
В связи с отказом Аэропорта в возмещении убытков в полном объеме, Авиакомпания обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Считая установленным факт и размер заявленных убытков, наличие причинно-следственной связи между понесенными расходами и неисполнением надлежащим образом принятых на себя ответчиком обязательств, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истцов, а апелляционная инстанция оставила решение без изменений.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и не находит оснований для отмены обжалуемых СОАО "ВСК" судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и определяемые по правилам, предусмотренным статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что в данном случае Авиакомпания понесла убытки в виде реального ущерба - затрат на восстановление поврежденного воздушного судна, что подтверждается документально и не подпадает под понятие упущенной выгоды, поскольку в данном случае истец осуществлял ремонт своего воздушного судна, необходимый для дальнейшей эксплуатации последнего, осуществлял действия по подготовке к ремонту, а также понес прямые затраты на приведение судна в рабочее состояние во время ремонта его отдельных деталей.
Факт и размер заявленных убытков, наличие причинно-следственной связи между понесенными расходами и неисполнением надлежащим образом принятых на себя Аэропортом обязательств подтверждается материалами дела и не опровергнуты заинтересованными лицами.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили положения статей 15, 393, 1064 ГК РФ.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таком положении кассационная жалоба СОАО "ВСК" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А56-16306/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу страхового открытого акционерного общества "ВСК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.