Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от автономной некоммерческой организации "Мурманский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации" руководителя Скрыганова А.Э. (паспорт),
рассмотрев 27.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Мурманский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2011 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А42-6541/2011,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Мурманский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Книповича, 46, ОГРН 1035100186330 (далее - Организация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Кольского района Мурманской области, место нахождения:184380, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., д. 50, ОГРН 1025100586830 (далее - Администрация), в выкупе земельного участка с кадастровым номером 51:01:0206004:3, расположенного в поселке городского типа Мурмаши Кольского района Мурманской области, и об обязании Администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Организации по цене 4 351 296,43 руб.
Определением от 24.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кольский район, место нахождения: 184380, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., д. 50.
Решением от 30.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды ошибочно не применили к спору законодательство Союза Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР); доказательства, подтверждающие последовательный переход к Организации права собственности на спорное имущество, судами не исследованы; на основании Положения об АСК ДОСААФ (1984 год) и статей 24, 28 Гражданского кодекса РСФСР авиационно-спортивный клуб имел статус юридического лица; согласно уставу предприятия общественной организации Мурманского областного совета ОСТО РФ авиационно-спортивного клуба (АСК), зарегистрированного постановлением главы администрации г. Мурманска от 02.03.1993 N 99/24, Мурманский авиационно-спортивный клуб является учебной авиационной организацией, созданной постановлением бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР (протокол от 10.12.1966 N 23), правопреемником которого является Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), входящая как структурное подразделение в Мурманскую оборонную спортивно-техническую организацию (ОСТО); Администрация не оспаривала факт отнесения земельного участка к аэродрому, принадлежности его РОСТО и правопреемство заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 14.01.1967 N 4 во исполнение постановления бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР от 10.12.1966 в Мурманске открыт авиационно-спортивный клуб парашютного профиля подготовки (Мурманский областной комитет ДОСААФ).
В соответствии с актом от 07.05.1984 с баланса Мурманского объединенного авиаотряда на баланс Мурманского обкома ДОСААФ переданы следующие здания и сооружения: места стоянок вертолетов и самолетов; грунтовая ВПП; доки для Ан-2 и Ми-1; агрегатная; водохранилище; домик вертолетчиков; КДП.
Акт инвентаризации приемки аэродрома МВЛ Мурмаши Мурманским областным комитетом ДОСААФ составлен 25.05.1984.
Актом выбора площадки аэродрома МВЛ ГА Мурмаши под аэродром для Мурманского авиационного спортивного клуба ДОСААФ от 20.05.1984 установлено, что аэродром Мурмаши построен в 1938 году Министерством обороны и до 1953 года функционировал как военный аэродром; в 1953 году аэродром был передан Мурманскому авиаотряду Ленинградского управления гражданской авиации. В 1983 году Мурманский авиаотряд перебазировал свою авиацию на новый аэродром "Мурманск" и передал со своего баланса на баланс Мурманского АСК ДОСААФ здания и сооружения, находящиеся на аэродроме, включая гараж, автобазы и аэровокзал.
В соответствии с решением исполнительного комитета Мурмашинского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.1984 N 62 Мурманскому областному комитету ДОСААФ из земель Мурмашинского поселкового Совета предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 91 га под существующие здания и сооружения, переданные Мурманским объединенным авиаотрядом областному комитету ДОСААФ по акту от 07.05.1984.
Согласно Государственному акту на право пользования землей от 21.06.1985 серии А-I N 333050 исполнительный комитет Кольского районного (городского) Совета народных депутатов предоставил Мурманскому областному комитету ДОСААФ в бессрочное и бесплатное пользование 78,8 га земли для эксплуатации аэродрома и существующих зданий и сооружений Мурманским авиационно-спортивным клубом обкома ДОСААФ.
Приказом Мурманского областного комитета ДОСААФ от 22.12.1987 авиационно-спортивный клуб с 01.01.1988 переведен на самостоятельный баланс.
Согласно приказу Мурманского областного Совета ОСТО РФ от 30.01.1992 N 13 аэродром "Мурмаши", расположенный на участке земли, предоставленном Мурманскому областному комитету ДОСААФ, передан в эксплуатацию Мурманскому авиационно-спортивному клубу (АСК).
25.06.1992 утвержден устав предприятия общественной организации Мурманского областного Совета ОСТО РФ авиационно-спортивного клуба (АСК), в соответствии с которым Мурманский авиационно-спортивный клуб (АСК) является учебной авиационной организацией, созданной постановлением бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР (протокол от 10.12.1966 N 23), правопреемником которого является Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), в качестве структурного подразделения входящая в Мурманскую оборонную спортивно-техническую организацию (ОСТО). АСК является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Имущество, переданное АСК, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, является единой и неделимой собственностью РОСТО (свидетельство о регистрации предприятия N 1030).
На основании решения Мурмашинской поселковой администрации от 13.11.1992 N 91 Мурманскому областному комитету ДОСААФ выдано свидетельство о праве пользования на землю в пос. Мурмаши площадью 78,8 га для аэродрома ДОСААФ.
В соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от 12.10.1994 N 1856 "О перерегистрации предприятия общественной организации Мурманского областного Совета ОСТО РФ авиационно-спортивного клуба (АСК) в Мурманский авиационно-спортивный клуб (АСК) образовательное учреждение общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)" преемником прав и обязанностей первого считается последний.
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации негосударственного образовательного учреждения Мурманский авиационно-спортивный клуб (Аэроклуб) РОСТО от 23.02.1998 N 152.
10.07.2001 зарегистрирована Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО", о чем выдано свидетельство N 3080.
На основании постановления бюро правления Центрального Совета Российской оборонной спортивно-технической организации от 23.07.2003 авиационно-спортивное образовательное учреждение профессиональной подготовки и дополнительных образовательных услуг "Мурманский авиационно-спортивный клуб (аэроклуб) Российской оборонной спортивно-технической организации" реорганизовано путем преобразования в автономную некоммерческую организацию "Мурманский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации".
По передаточному акту от 14.11.2003 Организации переданы основные и оборотные средства согласно балансу за III квартал 2003 года.
В приложении N 1 к передаточному акту от 14.11.2003 среди прочего указано следующее имущество: кирпичный склад, сарай для стоянки автотранспорта, казарма малая и большая, сарай для укладки парашютов, 5 вертолетных и 4 самолетных стоянки, 4 дома для авиазвена, 1 грунтовая взлетно-посадочная полоса, а также иное имущество, не относящееся к объектам недвижимости.
Заявителем были проведены кадастровые работы, по результатам которых составлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 51:01:0206004:3 с уточенными границами и площадью.
Согласно кадастровой выписке указанного земельного участка от 30.05.2011 его площадь составляет 767120 (+/- 613) кв.м; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под аэродром.
Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте участка от 21.06.2011 N 51/301/11-13966.
Участвующими в деле лицами 14.11.2011 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 51:01:0206004:3 и составлен акт, в соответствии с которым на территории участка находятся следующие сооружения: летное поле; грунтовая взлетно-посадочная полоса N 1; грунтовая взлетно-посадочная полоса N 2; рулежные дорожки; места стоянок; вертолетные площадки; площадки приземления.
Аэродром имеет следующие объекты: домик авиазвена; помещение охраны; сторожевая вышка; казарма малая и большая; ремонтный бокс, склад - кирпичное здание; помещение для укладки парашютов; технический склад и боксы для автомашин; ремонтный бокс и подсобные помещения; навес для угля; домики авиазвена (3 шт.); открытая стоянка автотранспорта; закрытый пожарный водоем; санузел; трансформаторная подстанция; склад и централизованная заправка ГСМ.
Полагая, что действия Администрации по отказу в выкупе земельного участка под аэродромом не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Организации в сфере экономической деятельности, последняя обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды не нашли правовых оснований для признания действий Администрации не соответствующими закону и нарушающими права заявителя и отказали в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции полагает, что сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
До 14 октября 2011 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Согласно пункту 4 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в частности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
В удовлетворении заявления о предоставлении спорного земельного участка в собственность Организации Администрация отказала на том основании, что заявитель не представил указанных правоустанавливающих документов.
В рамках настоящего дела суды посчитали, что Организация не доказала исполнения требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении вместе с заявлением о выкупе земельного участка полного комплекта документов, в частности копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здания, строения, сооружения на приобретаемом земельном участке.
Сославшись на статью 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды не установили по имеющимся в деле документам перехода прав на недвижимое имущество от Мурманского областного комитета ДОСААФ к Организации и указали на невозможность установления собственника объекта недвижимости - аэродрома, а также других объектов недвижимости, указанных в акте приема-передачи от 14.11.2003. Как верно указали суды, заявитель не представил правоустанавливающих документов и в отношении иных объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке: ремонтного бокса, технического склада и боксов для автомашин; ремонтного бокса и подсобных помещений; навеса для угля; открытой стоянки автотранспорта; закрытого пожарного водоема; санузла; склада и заправки ГСМ.
Таким образом, вывод судов о том, что отказ Администрации в предоставлении спорного земельного участка не противоречит закону и не нарушает прав Организации, является правильным.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А42-6541/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Мурманский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.