Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 16.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2012 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 (судьи Чельцова Н.С., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-13788/2011,
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51, ОГРН 1022900529431 (далее - СГМУ, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Ч. Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422 (далее - Фонд, Территориальный фонд), о признании недействительным предписания от 21.11.2011 N 2974/01-33.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, что у территориального фонда отсутствовали полномочия по контролю за расходованием денежных средств, перечисленных на основании договоров, заключенных Учреждением со страховыми компаниями. Учреждение также ссылается на то, что на момент проведения проверки Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) утратил силу. Кроме того, податель жалобы указывает, что Территориальный фонд не относится к государственным органам финансового контроля, осуществляющим соответствующие контрольные функции за использованием средств обязательного медицинского страхования.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, Территориальным фондом на основании приказа Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования от 27.09.2011 N 387-О проведена проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в СГМУ за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 222 545 руб. 25 коп.; несоблюдение удельного веса затрат по статьям расходов, установленных в структуре тарифа; ведение бюджетного учета с нарушениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н; нарушение учета медикаментов; оснащение отделений Учреждения предметами мягкого инвентаря, приобретенными за счет всех источников финансирования, менее норм, установленных приказом Министерства здравоохранения СССР от 15.09.1988 N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий".
По итогам проверки составлен акт от 14.10.2011 N 06/К-Б/47 и вынесено предписание от 21.11.2011 N 2974/01-33 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Полагая указанное предписание Территориального фонда неправомерным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Кассационная инстанция считает, что, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Согласно пункту 2 Указа N 1095 государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В силу подпункта 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпункта 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Пунктом 14 Временного порядка финансирования взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации от 05.04.2001 N 1518/21-1, разделом 6 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105, а также пунктом 3.1 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан на территории Архангельской области на 2009 год от 19.02.2009 и пунктом 4.1 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан на территории Архангельской области на 2010 год от 16.03.2010 предусмотрено, что Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование.
При этом в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
На основании указанных выше норм суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Территориальный фонд являлся и является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных норм права.
В кассационной жалобе Учреждение ссылается на отсутствие у Территориального фонда полномочий по контролю за расходованием денежных средств, перечисленных на основании договоров, заключенных СМГУ со страховыми компаниями, и предъявлению требований о восстановлении денежных средств по причине их использования не по назначению, полагая, что Фонд участником таких договорных отношений не является.
Суд кассационной инстанции считает, что суды предшествующих инстанций правомерно признали указанный довод ошибочным.
В данном случае возникшие между Учреждением и Фондом отношения вытекают не из договоров медицинского страхования, а связаны с установленным действующим законодательством контролем за рациональным использованием выделенных на обязательное медицинское страхование денежных средств.
Кроме того, как правильно отметили судебные инстанции, из имеющихся в материалах дела договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, заключенных между СМГУ и страховыми компаниями (пункт 2.1.10 договора от 25.12.2008 N 04-01/09-56 с СМО ОАО "Газпроммедстрах"; пункт 2.1.12 договора от 29.12.2009 N 04-01/10-56 с СМО ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", пункт 2.1.10 договора от 18.12.2008 N 2901/ЛПУ-55 с ООО "Росгосстрах-Медицина", пункт 2.1.10 договора от 01.12.2008 N 17 с СМО ОАО СК "РОСНО-МС", пункт 2.1.12 договора от 30.12.2009 N 17 с СМО ОАО СК "РОСНО-МС", пункт 2.1.12 договора от 31.08.2010 N 29 ГО 01/СМГУ/054/08/10 усматривается, что контроль за целевым и рациональным использованием Учреждением средств обязательного медицинского страхования осуществляет Территориальный фонд.
При этом факт вступления в силу Закона N 326-ФЗ не влияет на право Фонда осуществлять контроль за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования до 01.01.2011, поскольку такое право ему предоставлено как Законом N 1499-1 (действовавшим до 31.12.2010), так и действующим законодательством.
Ссылка заявителя на то, что Закон N 326-ФЗ увеличивает число контролирующих органов, определяет ответственность за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, так как Учреждение не указывает на то, что какой-то иной орган его за этот же период уже проверял и применил ответственность, установленную названным законом.
В этой связи суды обоснованно пришли к выводу о том, что Территориальный фонд являлся и является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для переоценки доказательств, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу N А05-13778/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.