Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Загребельной Я.А. (доверенность от 27.12.2011),
рассмотрев 09.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2011 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-47133/2011,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6-й подъезд, ОГРН 1027809244561 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Электротранспорт", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, ОГРН 1107847363360 (далее - Общество), о взыскании 555 297 руб. 23 коп. арендной платы за 01.01.2011 - 30.09.2011 и 92 431 руб. 13 коп. пеней за просрочку платежей за 11.01.2011 - 02.08.2011 по договору от 29.11.2000 N 11/ЗД-01490.
Решением суда от 16.12.2011, оставленным без изменения постановлением от 02.04.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет, считая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, расчет арендной платы за спорный период должен производится в соответствии с Положением о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы (далее - Положение), утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1379). Комитет указал на неправомерность вывода судов о том, что расчет арендной платы следует производить с учетом коэффициентов функционального использования территории, указанных в ведомостях инвентаризации земельного участка по состоянию на 07.04.2010 и 09.11.2010.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 29.11.2000 N 11/ЗД-01490 аренды земельного участка площадью 2352 кв.м с кадастровым номером 78:8004:18, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, сроком по 11.01.2049.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.2 договора участок с административно-хозяйственными постройками предоставлен под отстой электрокаров (код функции - 11.3).
По итогам инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории по состоянию на 07.04.2010, проведенной Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", установлено и отражено в ведомости, что 221,3 кв.м площади спорного земельного участка используется под производственные виды деятельности (код Кн 6.2), 2097,8 кв.м - под складскую деятельность, не относящуюся к производству на данном земельном участке (код Кн 3.2), 32,9 кв.м - под здание, допуск в которое не обеспечен землепользователем (код Кн 18.0).
По итогам инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории по состоянию на 09.11.2010 установлено и отражено в ведомости, что 1118,6 кв.м площади земельного участка используется под производственные виды деятельности (код Кн 6.2), 96,1 кв.м - под производственные виды деятельности с применением Кз=0,500 (код Кн 6.2), 627,4 кв.м - под складскую деятельность, не относящуюся к производству на данном земельном участке (код Кн 3.2), 53,9 кв.м - под складскую деятельность, не относящуюся к производству на данном земельном участке с применением Кз=0.500 (код Кн 3.2), 456 кв.м. - под гараж организации; автостоянку с ограниченным доступом, расположенную на закрытой территории (код Кн 11.5).
Общество 18.01.2010 получило уведомление Комитета от 18.12.2009 N 7674 об изменении на основании Постановления N 1379 размера арендной платы с 01.01.2010.
Общество ввиду отсутствия расчета арендной платы, учитывающего внесенные изменения, и пояснений к нему продолжило вносить арендные платежи в прежнем размере.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали Комитету в удовлетворении требований, не согласившись с правомерностью предъявления ко взысканию задолженности по арендной плате на основании уведомления от 18.12.2009 N 7674.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2.8 Положения (приложения 1 к Постановлению N 1379) иные коды функционального использования применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка.
Поскольку в материалах дела имеются ведомости инвентаризации земельного участка, суды правомерно применили иной код функционального использования территории при расчете арендной платы за спорный период.
С учетом ранее внесенных ответчиком по договору аренды платежей суды сделали вывод об отсутствии задолженности по арендной плате за спорный период.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N А56-47133/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.