Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северное сияние" Большева В.Н. (решение о назначении от 30.06.2010, приказ от 30.06.2010), от Управления по недропользованию по Республике Карелия Бирючевой Е.А. (доверенность от 23.01.2012 N ЛГ/01),
рассмотрев 20.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2012 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-7836/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северное сияние", место нахождения: 185507 Республика Карелия, Прионежский район, пос. Новое Лососиное, д. 5, ОГРН 1021001116201 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Управления по недропользованию по Республике Карелия (далее - Управление, Карелнедра), выраженного в письме от 29.07.2011 года N ЛГ/04-912. о внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами серии ПТЗ N 00826 вид ВЭ, и обязании устранить нарушения путем принятия решения о внесении изменений и дополнений в названную лицензию.
Решением суда от 31.01.2012,оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2012, Обществу отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы полагает, что при рассмотрении дела суд не вправе был руководствоваться новыми доказательствами и аргументами, не связанными с доводами ответчика, содержащимися в письме Управления от 29.07.2011 N ЛГ/04-912. Кроме того, заявитель указал, что отсутствие утвержденных запасов подземных вод не может являться основанием для отказа во внесение изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами, поскольку их наличие требуется только при первичном представлении права пользования недрами, и подлежит проверке только при выполнении государственной функции по оформлению, регистрации и выдачи лицензии. Вывод суда о невозможности изменения срока действия лицензии при существующем виде недропользования - "добыча подземных вод" сделан без правовых оснований без учета положений пункта 6 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 6.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами. Податель жалобы также указал, что факт выдачи лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод без утвержденных запасов не противоречит действующему законодательству, поскольку пунктом 8.3 Инструкции по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" допускается эксплуатация одиночных скважин без предварительного утверждения запасов подземных вод, если данная скважина не является новой скважиной.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, а представитель Управления просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как установлено судом на основании материалов дела, Общество осуществляет добычу подземных вод из скважины N 200801 в п. Новое Лососиное Прионежского района для хозяйственно-питьевого водоснабжения на основании лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N 00826 ВЭ с целью добычи подземных вод сроком действия до 30.12.2011, выданной Обществу на основании совместного распоряжения Комитета природных ресурсов по Республике Карелия (далее - Комитет) и Правительства Республики Карелия (далее - Правительство) от 28.02.2002.
Общество 28.06.2011 представило в Карелнедра заявку о внесении изменений и дополнений в названную лицензию.
В целях продолжения добычи подземных вод и завершения работ по геологическому изучению недр Общество предложило ответчику изменить содержание лицензии и пункт 14.2 приложения N 2 к ней "Условия пользования недрами" в части срока окончания ее действия, увеличив срок действия лицензии до 29.12.2021, а также расширить перечень документов, являющихся неотъемлемой частью лицензии. Кроме этого, заявитель предложил внести изменения в Условия пользования недрами: изложить пункты 1.1, 5.1, 5.2, 8,14.3 в новой редакции, дополнить сроком проведения работ по геологическому изучению - май 2012 года, сроком предоставления отчета на государственную экспертизу запасов - август 2012 года, сроком сдачи отчета по оценке запасов подземных вод в фонды - ноябрь 2012 года, сроком подготовки и согласования проекта добычи подземных вод, проведения государственных экспертиз - июнь 2013 года.
Письмом от 29.07.2011 N ЛГ/04-912 ответчик сообщил Обществу, что на основании рекомендации Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Карелия (далее - Комиссия) принято решение об отказе Обществу во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами ПТЗ 00826 ВЭ (приказ от 28.07.2011 N 118). В письме указано, что данная лицензия по виду пользования недрами - добыча подземных вод - не соответствует требованиям статьи 29 Закона о недрах, поскольку на участке недр, на котором расположена скважина N 200801, отсутствуют утвержденные в установленном порядке запасы подземных вод. В связи с этим продление срока действия лицензии, проведение работ по геологическому изучению (разведке) и утверждению запасов подземных вод в рамках данной лицензии является безосновательным и противоречащим действующему законодательству о недрах.
Не согласившись с отказом во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами серии ПТЗ N 00826 ВЭ, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и восстановлении нарушенного права.
Суды не установили в оспариваемом решении об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение, действие или бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов и должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Как следует из статьи 6 Закона о недрах, одним из видов недропользования является разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Согласно статьям 9 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11). Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно частям 1, 2, 6 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 460, от 22.01.2007 N 37), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
Порядок предоставления лицензий регулируется Законом о недрах и принятым в соответствии с ним Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о лицензировании), действующим в части, не противоречащей Закону о недрах и иным федеральным законам
В пункте 6.10 Положения о лицензировании установлено, что лицензия на право добычи полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с их добычей, выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу. Исключение допускается только в случаях, указанных в подпункте 6.11, согласно которому при предоставлении лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать добычу до государственной экспертизы геологической информации. Сроки последующего представления геологической информации на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях этой лицензии.
Следовательно, является правильным и обоснованным вывод судов о том, что условие оценки и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием недропользования вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами.
В соответствии с лицензией ПТЗ N 00826 ВЭ заявителю было предоставлено право пользования недрами до 30.12.2011 только на конкретный вид недропользования - добыча подземных вод, оценка и государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в установленном порядке не была проведена, таким образом, лицензия выдана с нарушением требований Закона о недрах.
В соответствии с действующим законодательством предоставление недр в пользование должно быть обосновано целями рационального комплексного их использования. Обеспечению таких целей и служит проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, что определено статьей 29 Закона о недрах. В случае предоставления недр в пользование при отсутствии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых исключается достижение цели рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование разведанных месторождений.
Основания для изменения условий пользования недрами указаны в Условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод из скважины N 200801 в п. Новое Лососинное Прионежского района для хозяйственно-питьевого водоснабжения (далее - Условия; том 1 листы 13-16), являющихся неотъемлемой частью лицензии. Пунктом 14.4 Условий предусмотрено, что срок действия лицензии может быть продлен по инициативе пользователя недр в случае выполнения им настоящих Условий. В пункте 15 Условий указано, что условия пользования недрами могут быть изменены по инициативе органов, предоставивших лицензию, в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства, а также уточнены или изменены по взаимной письменной договоренности сторон.
В заявке на внесение изменений и дополнений в лицензию Общество просило на основании пункта 14.4 Условий продлить срок действия лицензии до 29.12.2021. Кроме того, с учётом приложений к заявке недропользователь предложил включить в Условия следующие дополнения: проведение работ по геологическому изучению (разведочные работы - до мая 2012 года), представление на государственную экспертизу запасов отчёта до августа 2012 года, сдачу отчёта по оценке запасов подземных вод в фонды до ноября 2012 года, подготовку и согласование в установленном порядке проекта (технологической схемы) добычи подземных вод до июня 2013 года.
Статьей 10 Закона о недрах предусмотрена возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока, а также дифференциация этих сроков в зависимости от целей пользования. Для добычи подземных вод участки недр предоставляются на срок до 25 лет.
Частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Иные основания для продления срока действия лицензии, либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами, Законом о недрах не предусмотрены.
Из приведенного следует, что возможность продления срока действия лицензии является правом, а не обязанностью лицензирующего органа.
В силу части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Предложение Общества о включении в Условия дополнений содержит сроки выполнения предполагаемых работ, выходящие за пределы установленного срока пользования недрами, в связи с чем внесение указанных изменений возможно только в случае принятия положительного решения по заявке о продлении срока действия лицензии.
В силу статьи 12 Закона о недрах изменение условий пользования недрами допускается только в двух случаях: при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Пунктом 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах, пунктом 16.1 Положения о лицензировании установлены обстоятельства, в силу которых недропользователи имеют право на пересмотр условий лицензии в случае возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
Суд, ссылаясь на положения статей 10 и 12 Закона о недрах, правомерно указал, что закон дифференцирует понятия "изменение срока пользования недрами", которое обязательно в строго оговоренных в статье 10 Закона о недрах целях с соблюдением условия об отсутствии нарушений условий лицензии, и понятие "изменение условий пользования недрами", допускаемое в предусмотренных статьей 12 Закона о недрах случаях.
Таким образом, применение пункта 14.4 Условий, предусматривающего возможность продления срока пользования недрами по инициативе владельца лицензии, возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах. Вместе с тем, наличие таких оснований для принятия Управлением решения о продлении срока действия выданной Обществу лицензии не усматривается из материалов дела. Ни заявка Общества, ни приложенные к ней документы не свидетельствуют о том, что продление срока действия лицензии обусловлено необходимостью совершения действий, прямо указанных в части 3 статьи 10 Закона о недрах.
Выводы суда об отсутствии оснований для продления срока пользования недрами и для проведения работ по геологическому изучению, представления отчета о результатах работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, на которые Общество ссылается в заявке, являются обоснованными, поскольку в части 3 статьи 10 Закона о недрах указанного основания для продления срока действия лицензии не содержится. Указанные работы и завершающая их государственная экспертиза запасов в силу статьи 29 Закона о недрах должны предшествовать получению лицензии на добычу полезных ископаемых. При таких обстоятельствах требование о продлении срока действия выданной лицензии по указанному основанию не основано на законе.
Требование Общества о продлении срока действия лицензии на добычу подземных вод с целью проведения работ по геологическому изучению (пункт 1 перечня предлагаемых дополнений в Условия), является неправомерным.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения о лицензировании лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых. Из пунктов 6.3, 6.7 Положения о лицензировании следует, что лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых (пункт 6.4 Положения о лицензировании). Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля (пункт 6.6). Согласно пункту 6.9 Положения о лицензировании разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых). В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Поскольку Обществу выдана лицензия на один вид недропользования "добыча подземных вод" возможность продления срока ее действия для осуществления иного вида недропользования "геологического изучения недр" нормативными актами не предусмотрена.
Учитывая изложенное, довод жалобы о неправильном применении судами части 6 статьи 22 Закона о недрах является необоснованным.
Судом также установлено, что Обществом не соблюдено обязательное условие, необходимое для продления срока действия лицензии в установленных законом случаях, а именно - отсутствие нарушений условий лицензии данным пользователем недр (часть 3 статьи 10 Закона о недрах), поскольку осуществлявшиеся Обществом работы по добыче вод не отвечают целевому назначению выданной лицензии, что противоречит пунктам 2, 6.3 Условий, статьям 11 и 22 Закона о недрах.
Кроме того, Обществом в нарушение пункта 6.2 Условий не выполнены предписания Росприроднадзора от 27.04.2010 N 17.3-ГЕО об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для осуществления добычи подземных вод, и N 17.4-ГЕО о проведении подсчета запасов подземных вод и представлении отчета на государственную экспертизу запасов. Указанные предписания содержали требование об их исполнении в срок до 01.07.2011 (том 2, листы 35, 36), в установленный срок не выполнены, в связи с чем Обществу были выданы новые предписания.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту, является правильным и обоснованным.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 по делу N А26-7836/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Северное сияние" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.