См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2012 г. N Ф07-853/12 по делу N А66-8578/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Станововой А.Ю. и Бурлаковой М.С. (доверенность от 10.07.2010),
рассмотрев 30.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Центрального района в городе Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2012 (судья Борцова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Козлова С.В.) по делу N А66-8578/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард", место нахождения: 170026, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, ул. Нахимова, д. 10/15, ОГРН 1066950063355 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Центрального района в городе Твери, место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, Советская ул., д. 34, ОГРН 1026940514402 (далее - Администрация Центрального района), о взыскании 2 069 000 руб. задолженности по оплате работ по вывозу снега в период с 25.02.2011 по 26.03.2011 и 39 828,25 руб. неустойки за период с 04.04.2011 по 27.06.2011 по муниципальному договору от 15.01.2011 N 2/11 (далее - Договор N 2/11).
Определениями от 31.08.2011 и 10.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11 (далее - Департамент финансов), муниципальное унитарное предприятие "Тверьспецавтохозяйство", место нахождения: 170002, г. Тверь, Волынская ул., д. 65, ОГРН 1046900073890 (далее - Предприятие), и общество с ограниченной ответственностью "Чистая Тверь", место нахождения: 170002, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 47/102, ОГРН 110695006314 (далее - ООО "Чистая Тверь").
Определением от 23.01.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование город Тверь (далее - МО г. Тверь) в лице Департамента финансов.
До принятия решения по делу Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказалось от иска в части взыскания 39 828,25 руб. неустойки.
Решением от 31.01.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.03.2012), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012, производство по делу в части взыскания 39 828,25 руб. неустойки прекращено; с МО г. Тверь за счет его казны в пользу Общества взыскано 2 069 000 руб. задолженности и 33 345 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении иска к Администрации Центрального района отказано.
В кассационной жалобе Администрация Центрального района просит отменить решение от 31.01.2012 и постановление от 06.04.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель сослался на следующее:
- суды первой и апелляционной инстанций необоснованно приняли в качестве доказательства по настоящему делу гарантийное письмо без номера и даты (т.д. 1, л. 43, далее - Гарантийное письмо), поскольку направление подобных писем не предусмотрено действующим законодательством;
- выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что между сторонами фактически сложились подрядные правоотношения, а также о доказанности выполнения Обществом спорных работ, являются необоснованными;
- акт приемки выполненных работ (форма КС-2) от 26.03.2011 N 1 (далее - Акт N 1), подписанный в нерабочий день главой Администрации Центрального района Арсеньевым Алексеем Борисовичем, чьи полномочия прекращены с 28.03.2011, не может являться надлежащим доказательством выполнения указанных в нем работ.
В отзыве на кассационную жалобу МО г. Тверь в лице Департамента финансов просит решение от 31.01.2012 и постановление от 06.04.2012 отменить.
В судебном заседании представители Общества возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Центрального района (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) 31.12.2010 заключен муниципальный контракт N 2229 (далее - Контракт N 2229), по условиям которого подрядчик обязался выполнить в 1 квартале 2011 г. работы по зимнему содержанию немагистральных улиц (дорог) и тротуаров Центрального района г. Твери, а заказчик - принять и оплатить их в сумме 5 013 836,92 руб.
Принятые Администрацией Центрального района по актам приемки выполненных работ от 31.01.2011 N 1, от 28.02.2011 N 2 и от 31.03.2011 N 3 выполненные Обществом работы по Контракту N 2229 на общую сумму 4 984 789,56 руб. оплачены в полном объеме платежными поручениями от 14.02.2011 N 67, от 14.03.2011 N 171 и от 08.04.2011 N 270.
Соглашением от 31.03.2011 Контракт N 2229 расторгнут по соглашению сторон.
Между Администрацией Центрального района (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) 03.01.2011 заключен муниципальный договор N 1/11 (далее - Контракт N 1/11), по условиям которого подрядчик обязался в срок до 14.01.2011 осуществить вывоз снега с проезжей части немагистральных улиц на территории Центрального района г. Твери в соответствии с техническим заданием (приложения N 1 и 2), а заказчик - принять и оплатить работы в сумме 1 000 000 руб.
Принятые Администрацией Центрального района по акту приемки выполненных работ от 14.01.2011 N 1 выполненные Обществом работы по Контракту N 1/11 на сумму 1 000 000 руб. оплачены платежным поручением от 01.02.2011.
Кроме того, между Администрацией Центрального района (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) 15.01.2011 заключен Договор 2/11, по условиям которого подрядчик обязался в срок до 31.01.2011 осуществить вывоз снега с проезжей части немагистральных улиц на территории Центрального района в г. Твери в соответствии с техническим заданием и калькуляцией (приложения N 1 и 2), а заказчик - принять и оплатить работы в сумме 2 327 000 руб.
Принятые Администрацией Центрального района по акту приемки выполненных работ от 31.01.2011 N 1 выполненные Обществом работы по Договору N 2/11 на сумму 2 327 000 руб. оплачены платежным поручением от 14.03.2011 N 173.
В феврале 2011 г. в адрес Общества поступило Гарантийное письмо, подписанное главой Администрации Центрального района Арсеньевым А.Б., содержащее просьбу в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории г. Твери, продолжить работы по погрузке и вывозу снега с немагистральных улиц Центрального района в г. Твери в соответствии с утвержденным главой Администрацией Центрального района техническим заданием и калькуляцией, согласно которой подлежал вывоз снег в объеме 6064,069873 куб.м на сумму 2 069 000 руб. (т.д. 1, л. 28 - 29).
Согласно Акту N 1, а также справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 26.03.2011 N 1 Общество выполнило, а Администрация Центрального района в лице его главы приняла работы по вывозу снега с проезжей части немагистральных улиц и тротуаров Центрального района г. Твери в объеме 6064,069873 куб.м на сумму 2 069 000 руб. (т.д. 1, л. 26).
Ссылаясь на необоснованный отказ Администрации от оплаты указанных в Акте N 1 работ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Как видно из материалов дела, договор на выполнение работ по вывозу снега с проезжей части немагистральных улиц и тротуаров Центрального района г. Твери в объеме 6064,069873 куб.м на сумму 2 069 000 руб. между Администрацией Центрального района и Обществом не заключался.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства и установив, что вывоз снега в период с 25.02.2011 по 26.03.2011 осуществлялся Обществом в интересах потребностей населения МО г. Тверь по просьбе Администрации Центрального района, являющейся в соответствии с постановлением администрации г. Твери от 22.08.2011 N 233 территориальным подразделением администрации г. Твери, осуществляющим на территории района исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления, пришел к правильному выводу о том, что между Обществом и МО г. Тверь фактически сложились подрядные отношения, в рамках которых Администрация Центрального района в лице ее главы приняла выполненные Обществом работы в полном объеме без замечаний по качеству, что в свою очередь, свидетельствует о потребительской ценности этих работ для муниципальных нужд.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что лицо, принявшее выполненные работы в отсутствие между сторонами договорных отношений, считается неосновательно сберегшим за счет исполнителя работ денежные средства в размере стоимости выполненных работ.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Как следует из материалов дела, работы по вывозу снега в объеме 6064,069873 куб.м подтверждены Актом N 1, подписанным главой Администрации Центрального района и скрепленным ее печатью, а факт размещения указанного объема снега на полигонах - договором на захоронение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 01.01.2008 N 297, заключенным с Предприятием, и договором от 01.02.2011, заключенным с ООО "Чистая Тверь", а также накопительными ведомостями и актами приема снега.
Ходатайство об исключении Гарантийного письма и Акта N 1 из числа доказательств по делу со ссылкой на их фальсификацию ответчиками не заявлялось.
Учитывая изложенное, а также то, что ответчики не представили доказательства выполнения работ в рамках иных заключенных между Обществом и Администрацией Центрального района договоров, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства в сумме 2 069 000 руб. являются неосновательным обогащением МО г. Тверь и подлежат взысканию в пользу истца за счет его казны.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы, судами первой и апелляционной инстанции были проверены и правомерно отклонены, поскольку они направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по делу N А66-8578/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Центрального района в городе Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.