См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 ноября 2011 г. N А56-44291/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Юрищева А.М. (доверенность от 22.12.2011 N 396-11), от общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" Масленников Д.А. (доверенность от 08.11.2011 N 599/2011) и Петуховой Е.В. (доверенность от 08.11.2011 N 601/2011),
рассмотрев 03.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2011 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 (судьи Кашина Т.А., Мельникова Н.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-44291/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300 (далее - Сетевая компания), с требованием исполнить свои обязанности, предусмотренные пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков N 530), и договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 07-490 (далее - договор от 01.01.2007 N 07-490) путем разработки технического задания на создание автоматизированной информационно-измерительной системы (АИИС), технорабочего проекта АИИС в отношении точек измерений, перечисленных в приложении N 1 и 2 к уточненному исковому заявлению, и обеспечения ежесуточного автоматизированного сбора и передачи Обществу результатов измерений усредненной за получасовые интервалы мощности в отношении точек измерений, перечисленных в приложении N 1 к уточненному исковому заявлению. Иск принят в производство с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 25.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2010, Обществу отказано в удовлетворении иска.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.2011 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По результатам нового рассмотрения дела принято решение от 15.12.2011, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2012 решение от 15.12.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сетевая компания просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований полностью. По мнению подателя жалобы, Сетевая компания в период с 2008 по 2010 годы в рамках договора на оказание услуг по передаче электроэнергии со смежными ТСО в составе платы за оказанную услугу профинансировало затраты связанные с выполнением ими работ по созданию и внедрению систем коммерческого учета в соответствии с требованиями Правил оптового рынка и, следовательно, надлежащим образом выполнила свои обязательства, предусмотренные пунктом 3.3.5 договора от 01.01.2007 N 07-490. Суды неправильно истолковали положения подпункта "в" пункта 24 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа N 861.) Применение пункта 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 во взаимоотношениях между Сетевой компанией и истцом необоснованно и противоречит содержанию этой нормы. Податель жалобы также оспаривает перечень точек, в отношении которых суд первой инстанции обязал ответчика организовать коммерческий учет. В дополнении к кассационной жалобе Сетевая компания указывает также на то, что пунктом 151 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", вступившего в силу 12.06.2012, предусмотрено, что именно гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Сетевой компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представители истца - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является участником оптового рынка электрической энергии в соответствии с договором о присоединении.
Между Обществом (заказчик) и Сетевой компанией (исполнитель) заключен договор от 01.01.2007 N 07-490, согласно которому исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии до точек исполнения обязательств посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю (смежной сетевой организации) на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 3.3.5 договора от 01.01.2007 N 07-490 исполнитель обязуется привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила оптового рынка N 643), принадлежащие исполнителю системы коммерческого учета электроэнергии, находящиеся в границах балансовой принадлежности исполнителя и используемые для определения объемов электроэнергии, приобретаемой заказчиком на оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Полагая, что Сетевая компания свои обязательства, предусмотренные пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 и договором от 01.01.2007 N 07-490, надлежащим образом не исполнила, истец обратился в суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в полном объеме. Апелляционная инстанция согласилась с решением суда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установил суд первой инстанции, истец является субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ) в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 22.10.2003 N 86-э/8 "О включении ООО "РКС-энерго" в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации" (в редакции от 09.03.2004), что также следует и из договора о присоединении к торговой системе оптового рынка от 17.08.2006 N 253.002-п/06, в связи с чем ООО "РКС-энерго" для определения объема электрической энергии, приобретаемой им на оптовом рынке, должно использовать АИИС, отвечающую требованиям ОРЭМ.
Согласно пункту 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка и касающиеся организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки, в которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, выполняются сетевой организацией в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемым с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обслуживающим потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации.
В силу пункта 21 Правил оптового рынка N 643 организации, ставшие участниками регулируемого сектора оптового рынка до 01.09.2006, являются субъектами оптового рынка и участвуют в обращении электрической энергии (мощности) на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ними на указанную дату групп точек поставки.
Такие организации, участвующие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке на указанную дату, вправе использовать имеющиеся у них на эту дату системы коммерческого учета при осуществлении купли-продажи электрической энергии (мощности) в указанных группах точек поставки.
При этом указанные организации обязаны привести системы коммерческого учета, используемые для определения обязательств на оптовом рынке, в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в сроки, установленные названными Правилами. При неисполнении этого требования участники оптового рынка несут ответственность, предусмотренную договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (абзац 4 пункта 21 Правил оптового рынка N 643).
В соответствии с пунктом 126 Правил оптового рынка N 643 в отношении участников оптового рынка, указанных в пункте 21 названных Правил оптового рынка, а также гарантирующих поставщиков, получающих право участвовать в отношениях по купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке в новых группах точек поставки, до 01.09.2007 допускается применение в соответствующих группах точек поставки средств измерений, имеющихся на дату вступления в силу Правил оптового рынка N 643. По окончании указанного периода такие организации определяют объемы поставленной (потребленной) электроэнергии во всех точках поставки на основании показаний интервальных приборов учета с хранением часовых показателей нагрузки.
В силу пункта 128 Правил оптового рынка N 643 в отношении участников оптового рынка, указанных в пункте 126 названных Правил, допускается до 01.09.2008 применение средств измерений, обеспечивающих почасовой учет и хранение часовых показателей нагрузки. До окончания указанного периода такие организации приводят используемые ими системы учета в соответствие с требованиями к автоматизированным системам коммерческого учета электрической энергии в части сбора, обработки и передачи организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, устанавливаемыми договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласно пункту 129 Правил оптового рынка N 643 в отношении участников оптового рынка, указанных в пункте 126 названных Правил, допускается до 01.09.2010 применение автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, удовлетворяющих условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в части сбора, обработки и передачи организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета. До окончания указанного периода такие организации приводят системы коммерческого учета в соответствие с требованиями к автоматизированным информационно-измерительным системам в части измерений электрической энергии, устанавливаемыми договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и применяемыми в отношении измерительных трансформаторов тока и напряжения.
Несмотря на предусмотренную пунктами 21, 126, 128 и 129 Правил оптового рынка N 643 обязанность истца привести системы коммерческого учета, используемые для определения обязательств на оптовом рынке, в соответствие с требованиями договора о присоединении в сроки, установленные названными Правилами оптового рынка, пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 допускается передача им Сетевой компании обязанности по выполнению требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка и касающихся организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки, в которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Правилами оптового рынка N 643 предусмотрены три этапа мероприятий: до 01.09.2007, до 01.09.2008, до 01.09.2010. Перечень работ приведен в приложении 11.5 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка.
Истцом заявлено требование об обязании ответчика исполнить мероприятия, относящиеся ко второму этапу, срок указанных мероприятий установлен пунктом 128 Правил оптового рынка N 643 до 01.09.2008.
Производство по иску Общества возбуждено определением суда от 21.08.2009 и к этому моменту сроки для выполнения указанных требований истекли.
Невыполнение истцом мероприятий, необходимых для определения исполнения технических требований субъектов оптового рынка переходного периода, подтверждается решением дисциплинарной комиссии некоммерческого партнерства "Совет рынка" от 23.07.2009 N 25/2009, которым установлено нарушение истцом технических требований второго этапа к системам коммерческого учета в части сбора, обработки и передачи организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета; решением указанной комиссии Общество подвергнуто штрафу.
Судами обоснованно отклонен довод подателя жалобы, вновь заявленный в кассационной жалобе, о том, что Сетевая компания в период с 2008 по 2010 годы в рамках договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии со смежными ТСО в составе платы за оказанную услугу профинансировало затраты связанные с выполнением ими работ по созданию и внедрению систем коммерческого учета в соответствии с требованиями Правил оптового рынка N 643 и, следовательно, надлежащим образом выполнила свои обязательства, предусмотренные пунктом 3.3.5 договора от 01.01.2007.
В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-1938/11 изложена правовая позиция, согласно которой пункт 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 обращен к сетевым организациям, заключившим с гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии установлено статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с пунктом 3 которой правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно подпункту "в" пункта 24 Правил недискриминационного доступа N 861, обязательным условием для заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор. При этом технологическое присоединение таких потребителей по смыслу этого правила может быть как непосредственным, так и опосредованным. Возможность использования различных видов технологического присоединения вытекает и из пункта 6 Правил недискриминационного доступа N 861, согласно которому потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В названном решении также указано, что Закон об электроэнергетике не содержит положений, ограничивающих гарантирующего поставщика в реализации права требования возмещения сетевой организацией понесенных им расходов, связанных с организацией коммерческого учета электрической энергии в полном объеме, то есть помимо тех, право на требование которых ему предоставлено оспариваемой нормой.
Сетевая компания не отрицает наличия опосредованного присоединения потребителей Общества к своим электрическим сетям.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу, что ответчик соответствует признакам сетевой организации, установленным пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530, в отношении с гарантирующим поставщиком электроэнергии - Обществом.
Из письма Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12.04.2010 N 2-1-683/10-О-1 следует, что при определении величины необходимой валовой выручки Сетевой компании для расчета котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2008-2010 годах предусмотрены финансовые средства на выполнение требований по организации коммерческого учета электрической энергии, предъявляемых к субъектам оптового рынка, которые, в частности, включают в себя требования второго этапа, в частности разработки технического задания на создание АИИС, технорабочего проекта АИИС и обеспечения ежесуточного автоматизированного сбора и передачи результатов измерений усредненной за получасовые интервалы мощности. При определении величины необходимой валовой выручки истца для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электроэнергии расходы на выполнение требований по организации коммерческого учета электрической энергии, предъявляемых к субъектам оптового рынка, не предусматривались, учитывая, что пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 предусмотрено выполнение указанных требований сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (в ред. Приказа от 31.07.2007 N 138-э/6) расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
На территории Ленинградской области котловой метод реализован таким образом, что гарантирующий поставщик электроэнергии - истец в настоящем деле все услуги оплачивает Сетевой компании по договору от 01.01.2007 N 07-490.
Как обоснованно указали суды, это обстоятельство также свидетельствует о том, что в тариф ответчика уже включены расходы на выполнение требований по организации коммерческого учета электроэнергии, предъявляемых к субъектам оптового рынка, в том числе требования второго этапа в частности разработки технического задания на создание АИИС, технорабочего проекта АИИС и обеспечения ежесуточного автоматизированного сбора и передачи результатов измерений усредненной за получасовые интервалы мощности.
Договором от 01.01.2007 N 07-490 установлена обязанность ответчика по передаче электроэнергии потребителям, приобретающим электроэнергию у Общества.
Пункт 3.3.5 договора устанавливает обязанность Сетевой компании по приведению в соответствие с нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами принадлежащих ему систем коммерческого учета.
Ответчиком представлены доказательства, из которых усматривается, что им во исполнение своих обязательств перед истцом по передаче электроэнергии заключены договоры со смежными сетевыми организациями (договоры от 01.01.2008 N 08-542, от 01.01.2008 N 08-446), в которых закреплена обязанность смежных сетевых организаций по приведению в соответствие с требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, принадлежащих им и находящихся в их границах балансовой принадлежности систем коммерческого учета электрической энергии (мощности), используемых для определения объемов электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующими поставщиками на ОРЭМ (п.3.1.31 каждого из указанных договоров).
Ответчик и смежные сетевые компании участниками ОРЭМ не являются, следовательно, обязанность по приведению в соответствие с требованиями ОРЭМ систем учета, принадлежащих сетевым компаниям, установлена в интересах истца как гарантирующего поставщика - участника оптового рынка.
С учетом изложенного суды обоснованно указали, что условия пункта 157 Правил функционирования розничных рынков N 530, необходимые для предъявления гарантирующим поставщиком требований к сетевым компаниям в части организации системы коммерческого учета, выполнены - ответчик, к сетям которого потребители Общества присоединены опосредовано, и смежные сетевые компании, к сетям которых потребители Общества присоединены непосредственно, приняли на себя по договорам на передачу электроэнергии обязанность, предусмотренную пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530, в отношении систем коммерческого учета, используемых Обществом на ОРЭМ.
При этом ответчик обязан привести в соответствие с требованиями ОРЭМ находящиеся в границах его балансовой принадлежности собственные системы коммерческого учета согласно пункту 3.3.5 договора от 01.01.2007 N 07-490, и только ответчик вправе требовать выполнения аналогичной обязанности, установленной в интересах истца, от смежных сетевых компаний в отношении принадлежащих им систем учета (п. 3.1.31 договоров со смежными сетевыми компаниями).
Такая система договорных отношений соответствует как пункту 157 Правил функционирования розничных рынков N 530, согласно которому обязанность по приведению систем коммерческого учета в соответствие с требованиями ОРЭМ устанавливается в договорах на передачу электроэнергии, так и котловому методу регулирования тарифов на территории Ленинградской области, в соответствии с которым Общество оплачивает все услуги по передаче электроэнергии по договору с ответчиком, а последний заключает в интересах истца соответствующие договоры со смежными сетевыми компаниями.
Правильным является вывод суда о том, что ответчик несет перед истцом предусмотренную пунктом 157 Правил функционирования розничных рынков N 530 обязанность по организации коммерческого учета, отвечающего требованиям ОРЭМ в точках поставки, указанных в заявлении об уточнении размера исковых требований от 25.01.2010.
Суд правомерно принял во внимание, что согласно разъяснениям НП "Совет рынка", данных в письме N СП-02/10-3768, наличие обязанности сетевой организации либо соответствующего гарантирующего поставщика по разработке технического задания и технорабочего проекта АИИС зависит в том числе и от того, в состав расхода какой из упомянутых организаций включены при расчете соответствующего тарифа расходы на разработку технического задания и технорабочего проекта на АИИС.
В соответствии с документами, представленными истцом, выполнение соответствующих мероприятий, относящихся к реализации заявленных требований, могут быть выполнены подрядными организациями в течение 5 месяцев с момента заключения соответствующего договора.
Податель жалобы также оспаривает перечень точек, в отношении которых суд первой инстанции обязал ответчика организовать коммерческий учет.
Данный довод был предметом рассмотрения судами и обоснованно отклонен ими.
Как следует из пункта 1.1 договора от 01.01.2007 N 07-490 точки приема с оптового рынка электрической энергии по договору совпадают с точками приема в сети смежных сетевых организаций и определены сторонами в приложении N 1А к договору от 01.01.2007 N 07-490.
С учетом изложенного суды правомерно указали на то, что требования по организации коммерческого учета электрической энергии относятся к тем точкам поставки, в которых Общество приобретает электроэнергию ОРЭМ, и которые перечислены в приложении N 1А к договору от 01.01.2007 N 07-490.
Не может быть принята во внимание ссылка подателя жалобы на пункт 151 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", вступившего в силу 12.06.2012, которым предусмотрено, что именно гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
Названный нормативный акт вступил в силу с 12.06.2012, не имеет обратной силы и не может быть применен к спорным правоотношениям сторон.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций, а направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены судами правильно, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А56-44291/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.