Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Жилищно-строительная компания-1492" Юрковой Т.С. (доверенность от 08.04.2011), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Гафурова Р.А. (доверенность от 01.02.2012 N 72-12-ПИ-06/1903),
рассмотрев 28.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2012 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-52437/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Жилищно-строительная компания - 1492", место нахождения: 192241, Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 55, литера "А", помещение 8-Н, ОГРН 1027810284072 (далее - ЗАО "ЖСК-1492", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15, ОГРН 1037843053214 (далее - Региональное отделение), от 10.05.2011 N 72-11-777/пн о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2012, заявление удовлетворено в связи с малозначительностью правонарушения.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие фактическим обстоятельствам вывода судов о неисполнимости требования предписания Регионального отделения от 27.01.2011 N 72-11-ПИ-04/1084 о предоставлении заявителем отчета об его исполнении.
В отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней, Общество не согласилось, ссылаясь на законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие позиции.
Законность вынесенных решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Региональное отделение на основании поступившей жалобы акционера Общества провело проверку в отношении ЗАО "ЖСК-1492".
По итогам проверки Региональное отделение направило Обществу предписание от 27.01.2011 N 72-11-ПИ-04/1084 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее - Предписание), в соответствии с которым Обществу следовало в срок 30 дней с даты получения предписания:
- устранить нарушение требований пункта 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) в части, касающейся предоставления акционеру Каличеву В.И. затребованных им документов для ознакомления и их копий (пункт 1.1);
- принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований пункта 1 статьи 47 и пункта 2 статьи 91 Закона N 208-ФЗ (пункт 1.2);
- предоставить в Региональное отделение отчет об исполнении пункта 1 предписания в рабочий день, следующий за днем его исполнения. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью Общества) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. Направление отчета о предоставлении в Региональное отделение документов в случае их фактического предоставления не требуется.
В случае отсутствия возможности исполнения предписания или какого-либо отдельного его пункта предоставить письменное объяснение причины отсутствия такой возможности. В случае отсутствия возможности исполнения предписания или какого-либо отдельного его пункта в указанный в предписании срок предоставить письменное мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания (пункт 2).
В связи с неисполнением в установленный срок полученного Обществом 07.02.2011 Предписания 04.04.2011 Региональным отделением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а 10.05.2011 вынесено постановление N 72-11-777/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией в виде административного штрафа в размере в размере 500 000 рублей.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суды установили законность неисполненного в срок предписания Регионального отделения от 27.01.2011 N 72-11-ПИ-04/1084 лишь в части абзаца 1 подпункта 1.2, согласно которому Общество должно принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований пункта 1 статьи 47 Закона N 208-ФЗ, и освободили заявителя от административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Факт неисполнения заявителем в установленный срок законного Предписания в определенной судами части подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В соответствии с третьим абзацем пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о наличии признаков малозначительности совершенного правонарушения, правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Довод кассационной жалобы о неисполнимости пункта 2 Предписания направлен на пересмотр правомерного вывода судов. В данном случае сам указанный довод Регионального отделения и его оценка кассационной инстанцией в целом не влияет на законность принятых по делу судебных актов.
Таким образом, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А56-52437/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.