Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,
при участии от Карельской таможни Шило Л.А. (доверенность от 27.12.2011 N 208),
рассмотрев 12.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2012 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А26-11659/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Лахденпохский леспромхоз", место нахождения: Республика Карелия, Лахденпохский район, город Лахденпохья, улица Аркадия Маркова, дом 4-а; основной государственный регистрационный номер 1021000992110 (далее - Общество, ОАО "Лахденпохский леспромхоз"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Карельской таможни, место нахождения: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 25; основной государственный регистрационный номер 1081001009440 (далее - Таможня), 5189 руб. 09 коп. процентов за несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.05.2012, исковые требования удовлетворены частично: c Таможни в пользу ОАО "Лахденпохский леспромхоз" взыскано 5167 руб. 91 коп. процентов за нарушение срока зачета излишне уплаченных таможенных платежей, а также 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 01.03.2012 и постановление от 31.05.2012 и отказать в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что возврат таможенных платежей осуществлен им в срок, установленный таможенным законодательством, после того, как факт излишней уплаты таможенных платежей был установлен вступившим в законную силу судебным актом по делу N А26-10521/2009 и Общество повторно обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Таким образом, поскольку факт излишней уплаты установлен именно в ходе судебного разбирательства по делу N А26-10521/2009 основания для начисления соответствующих процентов за несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей отсутствуют.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Общество в 2006 году во исполнение внешнеэкономического контракта, заключенного с финской фирмой "Stora Enso Oy", вывезло с таможенной территории Российской Федерации неокоренные лесоматериалы хвойных пород.
При декларировании товара ОАО "Лахденпохский леспромхоз" уплачивало таможенные пошлины, определяя фактический объем лесоматериалов с применением поправочного коэффициента 0,06, установленного пунктом 1.4 ОСТа 13-43-79 Е "Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили".
Посчитав, что ошибочное применение указанного поправочного коэффициента для перевода геометрического объема лесоматериалов в коре в плотный объем привело к излишней уплате таможенных платежей, Общество в порядке статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации обратилось в Таможню с заявлением от 10.08.2009 N 296 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 95 309 руб. 73 коп.
Письмом от 25.08.2009 N 18-57/11378 таможенный орган отказал Обществу в зачете денежных средств в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Посчитав решение Таможни об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2009 по делу N А26-10521/2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010, решение Карельской таможни об отказе в зачете денежных средств, изложенное в письме от 25.08.2009 N 18-57/11378, признано незаконным; в целях устранения нарушения прав заявителя на Таможню возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 95 309 руб. 73 коп. в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2010, судебные акты первой и апелляционной инстанций по делу N А26-10521/2009 оставлены без изменения.
Названные судебные акты имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
19.05.2010 денежные средства в сумме 95 309 руб. 73 коп. перечислены Таможней на расчетный счет Общества.
Поскольку таможенный орган несвоевременно осуществил возврат суммы излишне уплаченных таможенных платежей, ОАО "Лахденпохский леспромхоз" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей является основанием для начисления процентов на подлежащую возврату сумму этих платежей, удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 28.12.2010; далее - ТК РФ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 названной статьи.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ, действующего с 29.12.2010), согласно которой при нарушении срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 10 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 95 309 руб. 73 коп. возникла у Таможни 15.09.2009, то есть на следующий день после истечения месячного срока со дня подачи первоначального заявления Общества (заявление от 10.08.2009 получено таможенным органом согласно почтовому уведомлению 14.08.2009). Фактически спорные таможенные платежи возвращены заявителю 19.05.2010. Поэтому Общество правомерно потребовало уплаты процентов за период с 15.09.2009 по 18.05.2010.
При этом суды двух инстанций обоснованно признали ошибочным довод Таможни как не основанный на нормах права об отсутствии нарушения срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку течение этого срока начинается с даты подачи соответствующего заявления о зачете денежных средств, а не с признания арбитражным судом факта излишней уплаты таможенных платежей.
Более того, ссылаясь на дату вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А26-10521/2009, таможенный орган не учитывает, что этим судебным актом установлена именно незаконность решения Таможни об отказе в зачете денежных средств в сумме 95 309 руб. 73 коп.
В данном случае право Общества на получение процентов применительно к пункту 4 статьи 355 ТК РФ, а также части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о зачете денежных средств. Иное толкование указанных положений не отвечает основам таможенного регулирования.
Спор у сторон по размеру начисленных процентов отсутствует. Суды проверили порядок расчета, представленного заявителем, и признали обоснованной сумму процентов в размере 5167 руб. 91 коп. за 244 дня (с 15.09.2009 по 18.05.2010).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, сумма процентов и ставка рефинансирования определены верно, нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по делу N А26-11659/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.