Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" Шиферсона М.М. (доверенность от 06.09.2012), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Васильевой М.Н. (доверенность от 07.12.2011 N 01-30-637/11),
рассмотрев 17.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2011 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 (судьи Сомова Е.А., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-9365/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 20, ОГРН 1027809015915 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), о взыскании 1 376 120 руб. 01 коп. неосновательного обогащения.
Предприятие признало иск в сумме 42 080 руб. 65 коп.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2012, иск удовлетворен частично, с Предприятия в пользу Общества взыскано 42 080 руб. 65 коп. неосновательного обогащения; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить постановление от 11.07.2012 и изменить решение от 01.12.2011, взыскав с Предприятия в пользу Общества 1 376 120 руб. 01 коп. неосновательного обогащения.
Податель жалобы указывает, что в течение 2008 - 2010 годов Предприятие производило начисление платы за превышение нормативов водоотведения по объему, исходя из лимитов, установленных для Общества Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (далее - Комитет). При этом, по мнению Общества, Предприятие необоснованно не учитывало тот факт, что в течение 2008 - 2010 годов Обществом производилось подключение к сетям канализации новых объектов субабонентов, и объемы водоотведения таких субабонентов не учитывались при установлении лимита водоотведения (который устанавливается на предстоящий календарный год), в результате чего у Общества возникало существенное превышение лимита водоотведения.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными, а доводы, изложенные в кассационной жалобе несостоятельными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Обществом (абонент) заключен договор от 01.11.2006 N 574 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор). На основании Договора Предприятие обязалось осуществлять отпуск питьевой воды и прием сточных вод от объектов абонента, а абонент - производить оплату за услуги водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2.1 Договора установлено, что к канализационным сетям абонента присоединены субабоненты, указанные в приложениях N 1 и 5 к Договору.
Согласно пункту 2.3 Договора лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод устанавливаются органом исполнительной власти Санкт-Петербурга или уполномоченной им организации, и доводится Предприятием до абонента письмом.
Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что абонент обязан оплачивать, в том числе, плату за превышение нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) и по качеству (при сверхнормативном сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы предельно допустимых концентраций; далее - ПДК).
В период 2008 - 2010 гг. Предприятие производило начисление платы за превышение нормативов водоотведения по объему исходя из лимитов, установленных для Общества Комитетом. Информацию о лимитах, установленных Комитетом, Предприятие доводило до сведения Общества, направляя в его адрес соответствующие извещения (т.д. 1, л. 22, 27, 43).
Ссылаясь на то, что Предприятие, в нарушение норм действующего законодательства, расчет задолженности в спорный период производило без учета объемов водоотведения (лимитов), приходящихся на субабонентов, связи с чем у Общества возникла переплата за превышение лимитов, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пунктов 61, 64, 65, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), положениями Порядка взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 (далее - Порядок взимания платы), приказом Комитета от 10.02.1997 N 1, которым утвержден Порядок установления лимитов водоотведения объектами, отводящими сточные воды в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок установления лимитов), и исходили из необоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
С соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением N 1310 губернатором Санкт-Петербурга утверждено распоряжение от 21.10.1996 N 316-р.
Во исполнение пункта 3, подпункта 2 распоряжения от 21.10.1996 N 316-р Комитетом утвержден Порядок установления лимитов.
Руководствуясь положениями названного Порядка, Комитет устанавливал лимиты абоненту Предприятия - Обществу на 2008, 2009 и 2010 годы.
Во исполнение Постановления N 1310 правительством Санкт-Петербурга утвержден Порядок взимания платы.
Согласно пункту 3 Порядка взимания платы нормативом водоотведения по объему сточных вод является лимит водоотведения, установленный абоненту Комитетом. Это предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами воды из всех источников, планов мероприятий абонентов по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также технических возможностей приема сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В силу абзаца второго пункта 4 Порядка взимания платы взимание организацией ВКХ платы с абонентов за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему, производится на основании заключенных договоров на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с Порядком.
Общество указывает, что в разрешениях на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемых Предприятием субабонентам Общества, Предприятие согласовывало лимиты водоотведения данным субабонентам, но при расчете платы за превышение лимитов, установленных Комитетом, в нарушение требований раздела 4 Порядка установления лимитов, не учитывало согласованные субабонентам лимиты.
Данный довод Общества подлежит отклонению как противоречащий пунктам 58, 70 Правил N 167, которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Поскольку положения Правил N 167 обязательны для сторон публичного договора, Общество не может не руководствоваться лимитами водоотведения, установленными для него Комитетом в порядке, предусмотренном названными Правилами, Правительством Российской Федерации и нормативными актами Санкт-Петербурга. Законность приказов Комитета, которыми Обществу установлены лимиты водоотведения, Общество не оспаривает.
Довод подателя жалобы о том, что суды не применили подлежащие применению положения раздела 4 Порядка установления лимитов, несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании названных положений.
Из материалов дела следует, что Предприятие не устанавливало лимиты для Общества и его субабонентов, поскольку такие полномочия у него отсутствуют. Судами также установлено, что Общество до марта 2010 года не обращалось к Предприятию по вопросу корректировки лимитов водоотведения, в связи с чем лимиты для Общества устанавливались в соответствии с пунктом 5.4 Порядка установления лимитов.
Таким образом, установив, что расчет платы за превышение лимитов водоотведения, а также за сброс сточных вод с превышением норматива ДК загрязняющих веществ, произведен Предприятием в полном соответствии с нормами действующего в спорный период законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали необоснованными требования Общества о взыскании с Предприятия неосновательного обогащения в заявленном размере.
Поскольку при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу N А56-9365/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.