Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Савельевой Е.В. (доверенность от 10.09.2012 N 624), от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Луговкина В.В. (доверенность от 13.01.2012), Петрова И.Е. (доверенность от 11.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.05.2012 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-18897/2011,
установил:
Открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление) о признании недействительным и отмене предписания от 29.09.2011 N 10-13/602 (01).
Решением суда от 25.05.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.09.2010 N 881/2010 Общество получило в аренду от общества с ограниченной ответственностью "Заволжские просторы" сроком на 49 лет земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 23,6 га, с кадастровым номером 69:10:0000021:284, расположенном в районе поселка Заволжского Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области (в западном направлении от ориентира - поселка Заволжского, с правой стороны от трассы Москва - Санкт-Петербург).
Управлением в рамках административного расследования в отношении Общества проведены мероприятия по контролю (осмотру), в ходе которых установлено, что Обществом на указанном участке проводятся земляные работы.
Управление, установив нарушение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, составило протокол об административном правонарушении от 23.09.2011 N 10-13/658 (01) и постановлением от 29.09.2011 N 10-13/580 (01) привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Одновременно Управлением вынесено предписание от 29.09.2011 N 10-13/602 (01), в котором Обществу предписано в срок до 10.10.2012 выполнить следующие мероприятия: осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания деревьями и кустарниками; провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв; подтвердить качество плодородного слоя почвы, примененного для землевания согласно ГОСТ 17.5.3.06-85 "Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ".
Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным и отмене указанного предписания.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что оспариваемое предписание вынесено Управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судами установлено, что Обществом произведены работы по снятию плодородного слоя почвы на площади около 3 га, который вперемешку с вынутым грунтом размещен в виде валов по границам разработки. Работы осуществлены в связи со строительством Обществом "Пункта по приемке и первичной переработке сельскохозяйственных животных, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции (скотобойный цех с мясоперерабатывающим производством)". Разрешение на строительство названного объекта выдано администрацией муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Вместе с тем, судами установлено, что пунктом 1 Порядка выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 31.08.2010 N 427-па, установлено, что разрешение на проведение работ, связанных с нарушением и перемещением почвенного покрова при проведении внутрихозяйственных работ, на территории Тверской области необходимо, в том числе, на проведение строительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что выдача разрешений осуществляется Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
Такого разрешения Обществом не представлено.
Подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов дела следует, что в ходе административной проверки на основании определения управления от 01.09.2011 проведена экспертиза почвенных проб с проверяемого участка с целью определения показателей плодородия. Из представленного по результатам испытаний ФГБУ "Тверская МВЛ" заключения от 20.09.2011 видно, что в результате нарушения почвенного покрова на данном земельном участке произошло снижение уровня плодородия почвы в месте складирования почвы в сравнении с ненарушенной частью по содержанию органического вещества.
Управление указывает, что обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативных (вредных) воздействий, в том числе связанных с нарушением почвенного покрова, в результате которых происходит деградация земель, не выполнялись.
Указанные факты установлены решением Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2011, оставленном без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, по делу N А66-10579/2011. Этим же решением установлен факт произрастания сорной травянистой и кустарниковой растительности на части спорного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Также судами на основании материалов дела установлено, что Общество производит работы по снятию плодородного слоя почвы в связи со строительством им "Пункта по приемке и первичной переработке сельскохозяйственных животных, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции (скотобойный цех с мясоперерабатывающим производством)", то есть занимается землеванием.
ГОСТ 17.5.3.06-85 "Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" устанавливает требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ для дальнейшего использования его на малопродуктивных угодьях и рекультивируемых землях. Указанный стандарт предназначен для составления проектной документации по снятию и использованию плодородного слоя почвы в составе проектов по землеустройству, проектов на горные, строительные и другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова. В пункте 2 ГОСТ 17.5.3.05-84 "Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землепользованию" установлены требования к плодородному слою почвы для землевания. ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель" устанавливает классификацию вскрышных и вмещающих пород, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных. Стандарт предназначен для исследования свойств вскрышных и вмещающих пород и их смесей при разведке месторождений полезных ископаемых, проектирования и выполнения рекультивационных работ на землях, нарушаемых в процессе горного производства и строительства.
Суды установили, что Государственные стандарты Обществом не соблюдены.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о подтверждении материалами дела факта совершения Обществом нарушения, указанного в предписании и правомерности предписанных Обществу мер по устранению данного нарушения.
Общество полагает, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не вправе выносить обязательное для исполнения предписание.
Пунктом 5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение N 689) установлено право Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 689 должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с установленными пунктом 5 настоящего Положения полномочиями. А согласно пункту 11 Положения N 689 должностные лица, указанные в пункте 8 Положения, обладают правами, установленными пунктами 9 - 10 этого Положения.
Подпунктом "в" пункта 9 Положения N 689 установлено, что государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Следовательно, судами сделан правильный вывод, что Управление является уполномоченным органом на проведение земельного контроля по соблюдению требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также Управление правомочно выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.05.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 по делу N А66-18897/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.