Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Матлиной Е.О., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области Абдалова А.В. (доверенность от 25.03.2011 N 1), от закрытого акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" Поликарповой Е.А. и Петровой Е.В. (доверенность от 12.11.2012 N 62),
рассмотрев 14.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2012 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 (судьи Сомова Е.А., Абакумова И.Д., Дмитриева И.А.) по делу N А56-9861/2012,
установил:
Муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187553, Ленинградская обл., г. Тихвин, 1-й мкрн., д. 2, ОГРН 1024701848698 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания", место нахождения: 187554, Ленинградская обл., г. Тихвин, Промплощадка, ОГРН 1027808915661 (далее - Общество), о взыскании 1 309 022 руб. 82 коп. задолженности за превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в сточных водах за период август - сентябрь 2011 года.
Решением от 17.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2012, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать Предприятию в иске. По мнению подателя жалобы, судами при рассмотрении дела применен нормативный акт, не подлежащий применению. Общество указывает, что Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района, утвержденный постановлением администрации муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" от 31.03.2005 N 318а (далее - Порядок N 318а), не подлежит применению к правоотношениям сторон, поскольку является актом органа местного самоуправления. Ответчик полагает, что нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - постановление N 326), не действовал в спорный период (с 08.07.2011 по 07.09.2011), поскольку признан утратившим силу постановлением Правительства Ленинградской области от 02.06.2011 N 162 (в первоначальной редакции; далее - постановление N 162). Податель жалобы считает, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ имеет штрафную природу и является неустойкой, размер которой устанавливается компетентным органом в порядке, установленном законодательством; поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий размер неустойки в спорный период не действовал, взыскание с ответчика задолженности является необоснованным. Кроме того, Общество ссылается на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В отзыве Предприятие, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Предприятия - доводы отзыва.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и закрытое акционерное общество "Завод Трансмаш" (абонент) заключили договор на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.01.2001 N 24 (далее - Договор).
В соответствии с соглашением от 01.08.2008 о перемене лиц в обязательстве Общество приняло на себя все права и обязанности абонента по Договору.
Согласно пункту 3.1.3 Договора Предприятие обязуется систематически контролировать качество сточных вод и загрязняющих веществ, отводимых абонентом в канализацию Предприятия, путем производства химических анализов в разовых пробах, отбираемых в контрольных колодцах абонента на выпусках в городскую канализацию в присутствии представителя абонента.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Договора абонент обязан не превышать установленных для него допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (приложение N 3).
Порядок расчетов, в том числе взимание повышенной платы за превышение нормативов по сбросу производственных сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Предприятия, предусмотрен разделом 4 Договора.
Неисполнение Обществом обязательств по оплате 1 309 022 руб. 82 коп. за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод послужило основанием обращения Предприятия с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции посчитал, что требования Предприятия являются правомерными, и удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом апелляционный суд указал, что отсутствие в спорный период порядка определения размера платы за сброс загрязняющих веществ с системы канализации с превышением ПДК загрязняющих веществ не отменяет обязанности Общества по оплате, установленной нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций следует признать правильными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167), прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил N 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 326 установлен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, превышающих ПДК, осуществлен Предприятием на основании пункта 17 постановления N 326.
Постановлением N 162 (в первоначальной редакции), опубликованным 08.07.2011 в издании "Вестник Правительства Ленинградской области" N 43, постановление N 326 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.08.2011 N 261 внесены изменения в постановление N 162, из которого исключено постановление N 326. Указанный нормативный акт опубликован 08.09.2011 в издании "Вести" N 169.
Первоначальная редакция постановления N 162 обжалована Предприятием в суд общей юрисдикции. Однако заявление возвращено подателю, поскольку в оспариваемое постановление внесены изменения, устранившие нарушение прав заявителя. Постановление N 162 в первоначальной редакции не служит основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей и не порождает нарушения таких прав, в связи с чем не является объектом судебной проверки. При этом в судебных актах указано, что заявитель вправе обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного акта или его части (том дела 1; листы 101-103).
Такое право Предприятие реализовало в рамках настоящего дела. При этом оно представило письмо Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области, согласно которому постановление N 326 ошибочно признано утратившим силу (том дела 1; лист 123).
Апелляционная инстанция на основании части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посчитала, что постановление N 162, которым не установлен новый порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, в части признания утратившим силу постановления N 326 противоречит положениям подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, Постановлению N 1310, а также Правилам N 167, предусматривающим обязанность абонентов оплачивать фактическое превышение концентрации загрязняющих веществ в стоках.
Такой вывод кассационная инстанция считает правильным.
Кроме того, отмена постановления N 326 не повлияла на обязанность Общества по оплате превышения ПДК в стоках, поскольку пунктом 4.6 Договора предусмотрен порядок определения этой платы. Применение положений Договора в отсутствие нормативного акта, определяющего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, не противоречит установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, Постановлением N 1310, а также Правилами N 167 обязанности абонентов оплачивать негативные последствия превышения концентрации загрязняющих веществ в стоках.
Довод ответчика о том, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ имеет штрафную природу и является неустойкой, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что основания для удовлетворения жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А56-9861/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.