Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Власовой М.Г.,
рассмотрев 12.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2012 (судья Борцова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 (судьи Махова Ю.В., Елагина О.К., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-882/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз", место нахождения: 170026, г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4, ОГРН 1026900564129 (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест", место нахождения: 143408, Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Успенская, д. 3, оф. 1, ОГРН 1077763330523 (далее - ООО "Энерго Инвест"), 1 560 236 руб. 14 коп. задолженности по договору поставки и транспортировки газа от 07.12.2010 N 52-4-1838/11 (далее - Договор) за декабрь 2011 года, 15 637 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.08.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "Энерго Инвест", считая обжалуемые судебные акты принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает, что апелляционным судом необъективно и неполно изучены доказательства, представленные в материалы дела, выводы суда носят предположительный, необъективный и необоснованный характер.
ООО "Энерго Инвест" полагает, что к спорным правоотношениям не должны применяться Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа и газораспределительным сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания), в редакции от 27.10.2011.
Податель жалобы указывает, что условие о цене на газ является существенным условием договора поставки газа, и отмечает, что в его адрес дополнительных соглашений об изменении цены, установленной Договором, не направлялось.
Кроме того, податель жалобы считает, что расчет процентов за пользование чужими денежными средствами неверен и необоснован, поскольку сумма задолженности, указанная в данном расчете, является неправомерно завышенной.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.12.2010 между обществом с ограниченной ответственностью "Тверьрегионгаз" (поставщик; в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тверь"), ООО "Энерго Инвест" (покупатель), ОАО "Тверьоблгаз" (ГРО) заключен Договор, по условиям которого ОАО "Тверьоблгаз" обязуется транспортировать по своим сетям природный газ покупателю в согласованных объемах, а ООО "Энерго Инвест" обязуется оплачивать услуги по транспортировке газа на условиях, установленных Договором.
Пунктом 9.1 Договора установлено, что Договор действует с 01.09.2011 по 31.12.2011.
В декабре 2011 года ОАО "Тверьоблгаз" предоставляло услуги по транспортировке газа ООО "Энерго Инвест". По итогам 2011 года в связи изменением годового объема потребления газа по котельной N 5 (ул. Луговая) против согласованного сторонами в Договоре, ОАО "Тверьоблгаз" отнесло потребителя N 5 к 4 группе и согласно Методическим указаниям произвело перерасчет стоимости транспортировки природного газа исходя из цены за 1 000 м3 - 665 руб. 67 коп.
Ссылаясь на неисполнение ООО "Энерго Инвест" обязанностей по оплате услуг в полном объеме (с учетом произведенного перерасчета), ОАО "Тверьоблгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск в полном объеме, признали его обоснованным по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 настоящего Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что договор на поставку газа является публичным, и согласно пункту 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа) предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
При этом, определяя стоимость оказанных услуг, поставщики должны руководствоваться Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) и Методическими указаниями.
Пунктом 7 Основных положений установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332.
Пунктом 12 Методических указаний установлено, что в зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
Согласно приложению N 1 к Методическим указаниям к третьей группе относятся потребители с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. м3 в год включительно; к 4 группе конечных потребителей относятся потребители с объемом потребления газа от 1 до 10 млн. м3 в год включительно.
Поскольку договорной объем поставки газа для котельной N 5 на 2011 года был установлен 10 359,1 тыс. м3, ООО "Энерго Инвест" было отнесено к 3 группе конечных потребителей.
Согласно пункту 47 Методических указаний в случае, если соответствующий фактический объем транспортировки газа конечному потребителю (кроме населения) в течение года, плановое значение которого использовалось для первоначального отнесения данного конечного потребителя к группе, выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случаев транспортировки газа новому потребителю не для разовых работ, а также когда это происходит вследствие перерасхода газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Указанным пунктом определена формула, по которой рассчитывается тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что фактически котельная N 5 в 2011 году потребила 8 682,343 тыс. м3 газа, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Тверьоблгаз" правомерно отнесло ООО "Энерго Инвест" к 4 группе потребителей.
Как правомерно указал апелляционный суд, ссылка суда первой инстанции на положения Методических указаний в редакции от 27.10.2011 не привела к принятию неправильного судебного акта, поскольку формулы расчета тарифа на транспортировку, применяемые к объему транспортировки газа, транспортируемого конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе, в старой и новой редакциях Методических указаний идентичны.
Установив факт несвоевременного внесения ООО "Энерго Инвест" платы по Договору, суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ООО "Энерго Инвест" процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ в заявленном размере.
Довод подателя жалобы о том, что условие о цене на газ является существенным условием договора поставки газа и о том, что в его адрес дополнительных соглашений об изменении цены, установленной Договором, не направлялось, отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Названные выше нормативные правовые акты предусматривают обязательность распространения установленных тарифов и механизма их применения на все договоры. Нормативные акты применяются независимо от воли сторон и условий договора.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу N А66-882/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.