Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Есаулова И.В. (доверенность от 29.09.2011 N 01/0400-493д),
рассмотрев 13.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 по делу N А13-16834/2011 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160035, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Газпром", место нахождения: 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518 (далее - Общество), о взыскании 1 053 901 руб. 50 коп. арендной платы и 64 380 руб. 73 коп. пеней по состоянию на 26.12.2011 по договору от 07.06.2007 N 122 аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Определением суда первой инстанции от 05.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889.
Определением суда от 18.04.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1023500873802.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2012 исковые требования удовлетворены частично, с Общества в федеральный бюджет взыскано 52 006 руб. 85 коп. задолженности по арендной плате, 2005 руб. 99 коп. пеней, 1168 руб. 03 коп. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2012 решение от 09.06.2012 изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Газпром" в федеральный бюджет 1 118 282 руб. 23 коп., в том числе 1 053 901 руб. 50 коп. задолженности по арендной плате и 64 380 руб. 73 коп. пеней.
Взыскать с открытого акционерного общества "Газпром" в федеральный бюджет 26 182 руб. 82 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.".
В кассационной жалобе Общество указывает, что постановление вынесено с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит его отменить и оставить без изменения решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме неправомерны.
В отзыве Управление, полагая, что размер арендной платы, установленный договором и примененный при расчете суммы исковых требований, соответствует действующему законодательству, просит отклонить кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили на срок с 09.03.2007 по 09.02.2008 включительно договор от 07.07.2007 N 122 аренды земельных участков общей площадью 978 038 кв.м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, со следующими кадастровыми номерами 35:10:03 05 009:0175 (площадью 76 128 кв.м), 35:10:03 08 032:0119 (площадью 116 991 кв.м), 35:10:03 08 032:0121 (площадью 397 кв.м), 35:10:03 08 032:0123 (площадью 396 кв.м), 35:10:03 08 032:0124 (площадью 457 кв.м), 35:10:03 08 032:0127 (площадью 12 291 кв.м), 35:10:03 08 032:0129 (площадью 397 кв.м), 35:10:03 08 033:0107 (площадью 151 184 кв.м), 35:10:03 09 009:0166 (площадью 143 887 кв.м), 35:10:03 09 009:0168 (площадью 25 кв.м), 35:10:03 09 009:0170 (площадью 35 516 кв.м), 35:10:03 09 010:0216 (площадью 304 220 кв.м), 35:10:03 09 010:0218 (площадью 25 кв.м), 35:10:03 09 010:0220 (площадью 326 кв.м), 35:10:03 09 010:0221 (площадью 407 кв.м), 35:10:03 09 010:0223 (площадью 12 068 кв.м), 35:10:03 10 004:0296 (площадью 9598 кв.м), 35:10:03 11 004:0066 (площадью 113 700 кв.м), 35:10:03 11 004:0068 (площадью 25 кв.м), расположенных в Великоустюгском районе Вологодской области в границах, указанных на прилагаемых к договору кадастровых картах (планах), для строительства магистрального газопровода СРТО-Торжок (участок км 1850,3 - км 1900,17) и сопутствующих объектов.
В пункте 4.1 установлено, что порядок расчета и размер арендной платы определены сторонами в приложении N 2 к договору.
Пунктом 4.2 стороны установили, что размер, порядок расчета и перечисления арендной платы пересматриваются арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации и в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения. При этом стороны согласовали, что в данном случае арендодатель в письменном виде уведомляет арендатора обо всех изменениях.
Пунктом 4.4 договора стороны установили, что размер арендной платы может изменяться соглашением сторон, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2, но не чаще одного раза в год.
Согласно пункту 4.6 договора в случае отсутствия уведомления либо соглашения об изменении размера арендной платы на следующий год, направляемых в соответствии с пунктами 4.2 и 4.4 договора, установленный размер арендной платы сохраняется на следующий год.
Приложением N 2 к договору стороны согласовали методику расчета арендной платы, применив показатель кадастровой стоимости, соответствующий 5-й группе земель промышленности, установленный постановлением правительства Вологодской области от 13.03.2006 N 211 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам области".
Взыскание задолженности за 01.01.2008 - 30.04.2009 являлось предметом рассмотрения по делу N А13-10873/2008, за 01.08.2009 - 30.09.2010 - по делу N А13-7613/2010.
Несвоевременное внесение арендных платежей, приведших к задолженности по арендной плате за 01.10.2010 - 31.12.2011, послужило основанием для обращения Управления с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично - в сумме 52 006 руб. 85 коп. по задолженности за аренду и 2005 руб. 99 коп. по пеням.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что у него не имелось правовых оснований для перерасчета арендной платы за 01.10.2010 - 07.04.2010 исходя из кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к 4-й группе земель промышленности, поскольку применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости, определенный в государственном кадастре недвижимости. Суд апелляционной инстанции также не согласился с выводами суда первой инстанции относительно задолженности за 08.04.2011 - 31.12.2011.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит линейное сооружение - участок км 1850,3 - км 1900,17 (ПК1) в составе стройки "Магистральный газопровод СРТО-Торжок", протяженность 67,8 км (Архангельская обл. - 25,34%, Вологодская обл. - 74,66%), лит. I-IV, адрес объекта: Российская Федерация, Вологодская обл. (Великоустюгский р-н), Архангельская обл. (Котласский р-н), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2008 (т. 4, л.д. 128).
По утверждению Общества, данный объект расположен на арендуемых земельных участках по договору от 07.07.2007 N 122.
Возражения Общества на иск обусловлены изменением законодательства о порядке расчета арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, предоставленные для размещения таких объектов. Общество также указало, что имеет право на применение в расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 4-й группе земель промышленности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 (далее - постановление N 582) утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 5 Правил определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ), в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения отдельных объектов, в том числе газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Во исполнение названного пункта Правил Минэкономразвития России был издан соответствующий приказ от 14.01.2011 N 9 (вступил в силу 08.04.2011), которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов.
Апелляционный суд, отклоняя довод ответчика, посчитал, что постановление N 582 не является нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим отношения, возникшие на основании договора аренды.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда ошибочным, сделанным без учета правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, от 17.04.2012 N 15837/11.
В судебной практике выработан подход, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, подлежит нормативному регулированию. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Вопрос о правильности исчисления суммы задолженности и пеней с 08.04.2011 с учетом обозначенного подхода требует дополнительного разрешения судом.
Довод Общества о применении в расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 4-й группе земель промышленности, подлежит отклонению судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права. Данный довод мотивированно отклонен судом апелляционной инстанции, оснований для переоценки его выводов не имеется. В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, проводимой не реже одного раза в 5 лет. В спорный период подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости, определенный в государственном кадастре недвижимости.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность расчета размера требований с учетом применимых нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование спорными земельными участками; проверить наличие задолженности по арендным платежам; с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, распределить расходы по госпошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 по делу N А13-16834/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.