Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 05.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 (судьи Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-15748/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СУ-2008", место нахождения: 150003, г. Ярославль, Кооперативная ул., д. 7, ОГРН 1087604006346 (далее - ООО "СУ-2008"), закрытое акционерное общество "Вожега-Лес", место нахождения: 162150, Вологодская обл., Вожегодский р-н, п. Кадниковский, ул. Горького, д. 6, ОГРН 1043500600065 (далее - ЗАО "Вожега-Лес"), общество с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 162135, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 129, ОГРН 1023502489647 (далее - Комбинат), обратились в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление), об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17 равной их рыночной стоимости - 1 005 000 руб. и 4 718 000 руб. соответственно, а также к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений о кадастровой стоимости названных земельных участков, с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 28.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2012, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17 в размере их рыночной стоимости - 1 005 000 руб. и 4 718 000 руб. соответственно; на Учреждение возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений о кадастровой стоимости названных земельных участков, с момента вступления решения суда в законную силу. В иске к Управлению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить.
Как указывает податель жалобы, на дату установления рыночной стоимости (01.01.2007) спорных земельных участков как объектов недвижимости не существовало; на государственный кадастровый учет участки поставлены 02.04.2010, следовательно их рыночная стоимость ранее указанной даты не могла быть определена; Учреждение не является надлежащим ответчиком; на момент вынесения решения ООО "СУ-2008" не являлось надлежащим истцом, поскольку правом собственности на спорные земельные участки не обладало и принятый судебный акт не восстановит его прав.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Вожега-Лес" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ-2008" являлось собственником земельных участков площадью 37 184 кв.м с кадастровым номером 35:28:0501003:15 и площадью 241 575 кв.м с кадастровым номером 35:28:0501003:17, расположенных по адресу: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, пос. Вохтога (свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2010 серии 35-СК N 809235 и 809236 соответственно).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.12.2011 ЗАО "Вожега-Лес" приобрело долю в размере _ в праве общей долевой собственности на названные земельные участки (свидетельства о государственной регистрации права от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096356 и 096357 соответственно).
На основании договора купли-продажи от 26.12.2011 Комбинат приобрел долю в размере _ в праве общей долевой собственности на названные земельные участки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.01.2012 серии 35-АБ N 096355 и 096358 соответственно.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцам на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17 установлена в размере 22 015 530 руб. 88 коп. и 143 029 310 руб. 25 коп. соответственно.
По итогам независимой оценки стоимости названных земельных участков, выполненной по заказу ООО "СУ-2008" федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" и представленной в отчете от 08.09.2011 N 3500/090811Ц-0048/Ю-01/0052 (далее - Отчет от 08.09.2011), рыночная стоимость упомянутых земельных участков определена по состоянию на 09.08.2011 в размере 832 000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 и 3 544 000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17; по состоянию на 29.12.2009: 1 400 000 руб. в отношении первого земельного участка, 5 986 000 руб. - в отношении второго.
ООО "СУ-2008" обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере их рыночной стоимости.
Управление в письме от 29.09.2011 N 15/15-36/9868 отказало ООО "СУ-2008" во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка, ссылаясь на невозможность применения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в отношении результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением N 2154.
Истцы, ссылаясь на Отчет от 08.09.2011, которым установлено многократное превышение кадастровой стоимости указанных земельных участков над рыночной стоимостью, на основании статьи 66 ЗК РФ обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 17.05.2012 N 001-2012, составленного на основании определения суда первой инстанции от 16.04.2012.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истцы как собственники спорных земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются плательщиками земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В материалы дела ООО "СУ-2008" представило отчет от 08.09.2011, согласно которому определена рыночная стоимость упомянутых земельных участков.
Кроме того, по ходатайству ООО "СУ-2008" суд первой инстанции назначил судебную экспертизу для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17, проведение которой поручил федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
В соответствии с заключением эксперта от 17.05.2012 N 001-2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 составляет 1 005 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 4 718 000 руб.
Оценив представленное заключение экспертизы наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанции удовлетворили требования Общества.
Довод жалобы о неактуальности определенной заключением эксперта от 17.05.2012 N 001-2012 рыночной стоимости земельных участков (по состоянию на 01.01.2007) отклоняется кассационной инстанцией. В связи с необходимостью установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, актуализация кадастровой стоимости (определение ее на иную, более позднюю дату, на основе изменившихся цен на недвижимость) в индивидуальном порядке невозможна.
Довод Учреждения о том, что рыночная стоимость земельных участков, поставленных на кадастровый учет 02.04.2010, не могла быть определена ранее указанной даты, не принимается кассационной инстанцией в качестве основания для отмены принятых судебных актов. Учреждение не представило доказательств того, что погрешность в дате привела или могла привести к значительным расхождениям в результатах оценки.
Суды также обоснованно отклонили довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком.
По смыслу Постановления N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Следовательно, ответчиком по такому иску может являться только орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 таким органом является Учреждение.
С учетом того, что Учреждение является ответчиком по настоящему спору, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд первой инстанции правомерно распределил по правилам статьи 110 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 по делу N А13-15748/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.