Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Виноградовская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2012 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 (судьи Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-3043/2012,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Виноградовская центральная районная больница", место нахождения: 164570, Архангельская область, Виноградовский район, п. Березник, улица П. Виноградова, дом 161, ОГРН 1022901271601 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Виноградовский муниципальный район" (далее - МО "Виноградовский муниципальный район") о взыскании 2 440 452 руб. 79 коп. бюджетных средств (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.06.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 решение суда отменено, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на нарушение судом норм процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
Учреждение и МО "Виноградовский муниципальный район" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения правительства Архангельской области от 06.12.2011 N 799-рп "О безвозмездной передаче муниципального учреждения здравоохранения "Виноградовская центральная районная больница" как имущественного комплекса, находящегося в собственности муниципального образования "Виноградовский район", в государственную собственность Архангельской области" муниципальное учреждение здравоохранения "Виноградовская ЦРБ" передано в собственность Архангельской области.
Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 16.12.2011 N 1365-ро муниципальное учреждение здравоохранения "Виноградовская ЦРБ" переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Виноградовская ЦРБ".
Поскольку финансирование Учреждения в 2011 году осуществлялось МО "Виноградовский муниципальный район" за счет средств бюджета муниципального образования, и в связи с неполным получением в 2011 году бюджетных средств, Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском об изъятии недополученной из бюджета муниципального образования суммы.
Суд апелляционной инстанции прекратил производство по делу, указав, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 этой же статьи установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявленный Учреждением спор не является спором, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не является спором, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение которого федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявленные Учреждением требования основаны на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации, который не содержит указаний на возможность рассмотрения возникающих споров в арбитражном суде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что рассматриваемый спор, вытекающий из бюджетных правоотношений, не отнесен к ведению арбитражного суда ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу N А05-3043/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Виноградовская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.