Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2012 (судья Пасаманик Н.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-3478/2012,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Новожилова Сергея Викторовича, выразившегося в непринятии мер по снятию ареста с имущественных прав должника - общества с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" - права аренды лесных участков по договорам от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з и обязании судебного пристава-исполнителя снять наложенный арест.
Определением суда от 28.04.2012 к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - УФССП по РК), общество с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" (далее - Общество, ООО "Н-Инвест"), Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция по Петрозаводску), государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ФСС по РК), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - УПФ), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - УНС по РК), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - МРИ N 10), государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пудожское центральное лесничество" (далее - Пудожское лесничество), государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Леса Карелии" (далее - ГУП "Леса Карелии"), общество с ограниченной ответственностью "Лесная управляющая компания" (деле - ООО "Лесная управляющая компания") и общество с ограниченной ответственностью "ГеоТехнологии" (далее - ООО "ГеоТехнологии").
Решением от 25.05.2012 суд первой инстанции признал незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления, выразившееся в непринятии мер по снятию ареста с имущественных прав должника - ООО "Н-Инвест": права аренды лесного участка по договору от 03.12.2008 N 16-з и права аренды лесного участка по договору от 03.12.2008 N 17-з, наложенного постановлением от 23.06.2011 в рамках сводного исполнительного производства N 86/13/7851/41/2009-СД. Суд также обязал судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства путем снятия ареста с права аренды лесных участков ООО "Н-Инвест" по договорам от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФССП по РК, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам вам дела и на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе Министерству в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить судебные акты без изменения.
Министерство, судебный пристав-исполнитель, УФССП по РК, ООО "Н-Инвест", Инспекция по Петрозаводску, ФСС по РК, УПФ, УНС по РК, МРИ N 10, Пудожское лесничество, ГУП "Леса Карелии", ООО "Лесная управляющая компания" и ООО "ГеоТехнологии" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим 28.10.2010 в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2010 по делу N А26-9579/2009 удовлетворен иск Министерства лесного комплекса Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство, о взыскании в его пользу с ООО "Н-Инвест" задолженности по арендной плате и пеней в размере 8 534 504,70 руб., а также о расторжении договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з.
Определением суда от 22.03.2011 по этому же делу на стадии исполнения судебного акта утверждено мировое соглашение, заключенное 18.03.2011 между ООО "Н-Инвест" и Министерством на основании статей 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях урегулирования спора, возникшего в связи с неисполнением в срок Обществом своих обязательств по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з. Согласно названному мировому соглашению у ООО "Н-Инвест" имеется задолженность по арендной плате за 2009 год в размере 8 534 504, 70 руб.; пунктом 3 соглашения установлен порядок и сроки погашения задолженности; пунктами 4, 5 и 6 предусмотрено, что ответчик обязуется своевременно уплачивать текущие платежи по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з и полностью выполнять обязательства, предусмотренные приложением N 6 к данному договору, а истец отказывается от исковых требований в части расторжения договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з. По условиям мирового соглашения при невыполнении ООО "Н-Инвест" пункта 3 полностью или в части, Министерство обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации расторжения договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з, в этом случае, данный договор считается расторгнутым с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Вступившим 21.09.2010 в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2010 по делу N А26-9585/2009 удовлетворен иск Министерства лесного комплекса Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство, о взыскании с ООО "Н-Инвест" задолженности по арендной плате и пеней в сумме 5 816 536,03 руб., а также о расторжении договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 17-з.
Определением суда от 19.04.2011 по этому же делу на стадии исполнения судебного акта утверждено мировое соглашение, заключенное 18.03.2011 между ООО "Н-Инвест" и Министерством на основании статей 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях урегулирования спора, возникшего в связи с неисполнением в срок Обществом своих обязательств по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 17-з. Согласно названному мировому соглашению ООО "Н-Инвест" на 01.09.2010 полностью уплатило взысканную решением суда задолженность по арендным платежам; пунктами 3, 4 и 5 соглашения предусмотрено, что ответчик обязуется своевременно уплачивать текущие платежи по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 17-з и полностью выполнять обязательства, предусмотренные приложением N 6 к данному договору, а истец отказывается от исковых требований в части расторжения договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 17-з. По условиям мирового соглашения при невыполнении ООО "Н-Инвест" пунктов 3 и 4 соглашения полностью или в части, Министерство обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации расторжения договора аренды лесного участка от 03.12.2008 N 17-з, в этом случае, данный договор считается расторгнутым с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления на исполнении находится сводное исполнительное производство N 86/13/7851/41/2009-СД о взыскании с должника - ООО "Н-Инвест" в пользу бюджетов различных уровней и юридических лиц задолженности в общей сумме 35 259 871 руб. 10 коп.
В рамках названного исполнительного производства в целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 23.06.2011 о наложении ареста на право долгосрочной аренды лесных участков должника по договорам от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з (зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.01.2009). Указанным постановлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия запрещено производить регистрационные действия в отношении лесных участков и имущественного права.
В письме от 12.07.2011 N 54837/11/13/10 судебный пристав-исполнитель предложил Министерству в семидневный срок выразить свое согласие/отказ на обращение взыскания на право долгосрочной аренды лесных участков по договорам N 16-з и N 17-з.
В ответ на данный запрос Министерство направило судебному приставу-исполнителю письмо от 22.07.2011 N 5.1-67-5304, в котором указало, что размер долга ООО "Н-Инвест", для которого планируется обратить взыскание на право аренды (4 825 759,80 руб.) несоразмерен со стоимостью права аренды по договорам N16-з и N 17-з. При этом Министерство для принятия решения о предоставлении согласия на обращение взыскания на право долгосрочной аренды лесного участка просило разъяснить порядок реализации указанного права.
Письмом от 16.08.2011 N 65436/11/13/10 (получено 19.08.2011) судебный пристав-исполнитель сообщил Министерству, что в соответствии со статьей 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" для оценки такой категории арестованного имущества как право долгосрочной аренды земельных участков судебному приставу-исполнителю необходимо привлечение независимого специалиста-оценщика для установления рыночной стоимости имущества. На основании отчета об оценке рыночной стоимости имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, тем самым принимает установленную оценщиком стоимость объекта оценки. О передаче на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление. Стоимость, указанная в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию будет являться первоначальной стоимостью имущества. Реализация указанной выше категории имущества в соответствии со статьей 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона. Процедура торгов проводится в соответствии с главой 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Судебный пристав-исполнитель вновь предложил Министерству в семидневный срок выразить свое согласие/отказ на обращение взыскания на право долгосрочной аренды лесных участков.
В письме от 26.08.2011 N 6272 Министерство выразило отказ на обращение взыскания на право долгосрочной аренды лесных участков, считая его нецелесообразным, поскольку ввиду несоблюдения ООО "Н-Инвест" утвержденных мировыми соглашениями графиков погашения задолженности инициирована процедура расторжения договоров аренды лесных участков от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з, после чего лесные участки будут выставлены на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды; в связи с намерением расторгнуть данные договоры аренды Министерство просило снять арест, наложенный постановлением от 23.06.2011.
Письмом от 31.08.2011 N 70855/11/13/10 судебный пристав-исполнитель вновь разъяснил Министерству порядок обращения взыскания и предложил выразить свое согласие или отказ на него.
Письмом от 12.09.2011 N 6642 (получено 16.09.2011) в ответ на данный запрос Министерство указало судебному приставу-исполнителю на ранее направленное в его адрес письмо от 26.08.2011 и повторно просило снять наложенный постановлением от 23.06.2011 арест на право долгосрочной аренды лесных участков по договорам аренды от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з для продолжения процедуры расторжения указанных договоров.
В связи с тем, что обращения заявителя от 26.08.2011 и от 12.09.2011 о снятии ареста на право аренды не были удовлетворены судебным приставом-исполнителем, Министерство обратилось с просьбой снять наложенный арест и привлечь виновных лиц отдела судебных приставов к ответственности, в УФССП по РК (письмо от 20.10.2011 N 7711, копия которого направлена также в прокуратуру Республики Карелия).
На указанное обращение Министерства УФССП по РК письмом от 10.11.2011 N 10/06-8395-ЕД сообщило, что решение о снятии ареста на право долгосрочной аренды лесных участков будет принято по результатам рассмотрения дел N А26-8164/2011 и N А26-8166/2011, назначенных к рассмотрению в Арбитражном суде Республике Карелия на 07.12.2011; в случае расторжения договоров аренды исполнительные документы о взыскании задолженности с ООО "Н-инвест" будут возвращены без исполнения ввиду отсутствия у должника иного имущества.
Министерство 20.12.2011 снова обратилось в УФССП по РК с письмом N 9554 (получено 23.12.2011) в котором повторно просило снять арест на право долгосрочной аренды лесных участков по договорам аренды от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з, а также привлечь к ответственности виновных лиц, указав на то, что в ответе от 10.11.2011 не было разъяснено, почему арест не может быть снят в настоящее время и почему это связывается с результатом рассмотрения дел N А26-8164/2011 и N А26-8166/2011, а также не были представлены результаты рассмотрения жалобы на бездействие должностных лиц отдела судебных приставов.
Решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2012 по делам N А26-8164/2011 и N А26-8166/2011 в удовлетворении исков Министерства о расторжении договоров аренды лесных участков от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з в связи с нарушением условий мировых соглашений, заключенных на стадии исполнения судебных актов по делам N А26-9579/2009 и N А26-9585/2009, было отказано.
09.02.2012 Министерство вновь обратилось в УФССП РК о незамедлительном снятии ареста на право долгосрочной аренды лесных участков по договорам аренды от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з, со ссылкой на то, что оно обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлениями о регистрации расторжения указанных договоров аренды.
На это обращение Министерство 27.02.2012 получило ответ УФССП по РК о невозможности снятия ареста судебным приставом-исполнителем без наличия соответствующих оснований, Министерству предложено в порядке статьи 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста.
15.03.2012 Министерство обратилось в Медвежьегорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлениями о государственной регистрации прекращения аренды по договорам от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з.
Министерство 16.03.2011 опять направило руководителю УФССП по РК письмо N 2121 с просьбой снять арест в связи с вступлением в силу решений арбитражного суда по делам N А26-9579/2011 и N А26-9585/2009, в ответ на которое УФССП по РК в письме от 23.03.2012 вновь предложило обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста в целях решения вопроса о снятии наложенных судебными приставами-исполнителями арестов.
Медвежьегорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 13.04.2012 уведомил Министерство о приостановлении регистрации прекращения права аренды ООО "Н-Инвест" в связи с наложением ареста на право долгосрочной аренды по договорам от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, Министерство указало на то, что арест права аренды недвижимого имущества является препятствием для регистрации прекращения права аренды, что существенно нарушает экономические интересы заявителя, поскольку ограничивает государственный орган в осуществлении его права предоставления лесных участков по договору имущественного найма иным заинтересованным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом согласно пункту 2 этой же статьи судебный пристав-исполнитель вправе, в частности, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе.
В силу статьи 13 этого же Закона судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение.
Согласно частям 1 и 2 статьи 68 Закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 75 Закона N 229-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе право на долгосрочную аренду недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 80 Закона N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Из материалов дела видно, что в целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 86/13/7851/41/2009-СД постановлением от 23.06.2011 судебный пристав-исполнитель наложил арест на право долгосрочной аренды лесных участков должника по договорам аренды от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з.
Вместе с тем, судами установлено и материалами дела подтверждается, что указанные договоры аренды лесных участков расторгнуты решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2010 по делам N А26-9579/2009 и N А26-9585/2009, вступившими в законную силу 28.10.2010 и 21.09.2010 соответственно.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются; в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Учитывая изложенное, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что постановлением от 23.06.2011 судебным приставом-исполнителем наложен арест на несуществующее право аренды, на которое не может быть обращено взыскание.
Необоснованной является ссылка подателя жалобы на определения Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2011 по делу N А26-9579/2009 и от 19.04.2011 N А26-9585/2009, которыми на стадии исполнения судебных актов между Обществом и Министерством заключены мировые соглашения, в частности о том, что Министерство отказывается от исковых требований в части расторжения договоров аренды лесных участков от 03.12.2008 N 16-з и N 17-з.
Судебные инстанции с учетом статей 138, 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проанализировали условия названных мировых соглашений и пришли к выводу о том, что мировые соглашения были заключены сторонами в рамках дел о взыскании задолженности по арендной плате и пени, а пункты мировых соглашений о том, что истец отказывается от требований о расторжении договоров аренды не являются процессуальным способом урегулирования спора, который основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, что влечет за собой ликвидацию спора о праве в полном объеме. Суды также обоснованно указали на то, что в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не заявляло ходатайств об отказе от требований о расторжении договоров долгосрочной аренды, производство по делу в указанной части судами не прекращалось.
Доводы подателя жалобы о том, что судами не дана оценка незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по снятию ареста, в частности тому, какие права и законные интересы Министерства были нарушены оспариваемым бездействием, отклоняются кассационной инстанцией, поскольку судами установлено, что наложенный судебным приставом-исполнителем арест на право долгосрочной аренды лесных участков явился препятствием для государственной регистрации прекращения права аренды.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для их иной оценки.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу N А26-3478/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.