Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" Петуховой Е.В. (доверенность от 12.10.2012 N 209/2012), от открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Трунина А.А. (доверенность от 26.12.2012), Москаленко Л.А. (доверенность от 16.01.2013), от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Целикова Д.В. (доверенность от 16.11.2012 N 580-12), Пчицкой Т.Ю. (доверенность от 16.11.2012 N 579-12),
рассмотрев 17.01.2013 - 22.01.2013 в открытом судебном заседании (при ведении аудиозаписи) кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2012 (судьи Томпакова Г.Н., Швецова Н.П., Лущаев С.В.) по делу N А56-43723/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Финляндский пр., д. 4А, БЦ "Петровский форт", оф. 136-158, ОГРН 1023301459356 (далее - ООО "РКС-энерго"), и открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания", 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818 (далее - ОАО "ПСК"), обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843016628 (далее - ЛенРТК), о признании недействующим пункта 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год" (далее - приказ ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п), как не соответствующего пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пунктам 65 и 69 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Решением суда первой инстанции от 14.09.2012 признан недействующим пункт 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п, как противоречащий пунктам 65 и 69 Основ ценообразования.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300 (лицо, не привлеченное к участию в деле; далее - ОАО "Ленэнерго"), ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 14.09.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, оспариваемым решением затрагиваются его права и обязанности, поскольку на основании приказа ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п ОАО "Ленэнерго" производит расчеты с лицами, которым оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области. Кроме того, признанный недействующим (в части пункта 1 приложения) приказ ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п принят исходя из утвержденной и согласованной Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России) необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго".
Податель жалобы указывает на возникшую в связи с принятием оспариваемого решения суда правовую неопределенность в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в сентябре 2012 года; несоблюдение заявителями обязательного досудебного порядка урегулирования спора и недоказанность получения ими убытка за 2012 год с учетом возможной компенсации недополученного дохода при установлении сбытовых надбавок на 2014 год.
Податель жалобы также считает, что обжалуемое решение принято на основании подзаконных актов без проведения специальной экспертизы, которая требуется в связи с отраслевой спецификой.
В отзывах ООО "РКС-энерго" и ОАО "ПСК" ссылаются на отсутствие в кассационной жалобе доводов относительно незаконности решения суда и необходимости участия ОАО "Ленэнерго" в деле о признании недействующим нормативного правового акта, а также на подтверждение ответчиком (ЛенРТК) факта нарушения пункта 69 Основ ценообразовании при принятии обжалуемого приказа. Заявители просят оставить решение суда от 14.09.2012 без изменения и прекратить производство по кассационной жалобе.
В судебном заседании, состоявшемся 17.01.2013, представители ОАО "Ленэнерго" поддержали доводы жалобы, а представители ООО "РКС-энерго" и ОАО "ПСК" отклонили их.
Представители ЛенРТК, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
По инициативе суда кассационной инстанции в судебном заседании объявлен перерыв до 22.01.2013. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после окончания перерыва судебное заседание продолжено тем же составом судей.
Проверив в кассационном порядке законность принятого по делу судебного акта, кассационная инстанция считает, что имеются безусловные основания для его отмены.
Как видно из материалов дела, приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, действующие с 01.07.2012 по 31.12.2012. Согласно пункту 1 приложения к приказу для группы "население" установлен одноставочный тариф в размере 1326,98 руб./МВт.ч. (133 коп./кВт.ч).
Заявители являются гарантирующими поставщиками электрической энергии и субъектами оптового рынка электрической энергии, на котором приобретают электрическую энергию, в том числе для населения, проживающего на территории Ленинградской области.
ООО "РКС-энерго" и ОАО "ПСК", полагая, что установленный в пункте 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п тариф на услуги по передаче электрической энергии не соответствует пунктам 65 и 69 Основ ценообразования, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также предусмотренный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал пункт 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п противоречащим пунктам 65 и 69 Основ ценообразования со ссылкой на то, что установленный тариф на услуги по передаче электрической энергии превышает разницу между средневзвешенной ценой продажи электрической энергии населению и средневзвешенной стоимостью покупки гарантирующими поставщиками электрической энергии для населения на оптовом рынке.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
ОАО "Ленэнерго", не участвовавшее в рассмотрении дела в суде первой инстанции, обжаловало решение от 14.09.2012 в кассационном порядке, полагая, что принятый судебный акт нарушает его права и законные интересы.
Действие оспариваемого приказа, установившего единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно отнес оспариваемый приказ к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как видно из материалов дела, в пункте 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п установлен тариф в размере 133 коп./кВт.ч на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, действующие с 01.07.2012 по 31.12.2012, для группы "население".
ОАО "Ленэнерго" является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области. Расчеты с потребителями (включая население), которым ОАО "Ленэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии, производятся на основании тарифов, установленных приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п.
В соответствии с Основами ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозному балансу.
Тариф на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области установлен приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п исходя из утвержденной и согласованной ФСТ России для ОАО "Ленэнерго" необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
С учетом изложенных обстоятельств признание судом недействующим пункта 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п, которым установлен единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области для группы "население" на период с 01.07.2012 по 31.12.2012, затрагивает права и интересы ОАО "Ленэнерго", как сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области, чей показатель необходимой валовой выручки положен в основу расчета оспариваемого тарифа.
Следовательно, суд первой инстанции принял судебный акт о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ является безусловным основанием для отмены решения от 14.09.2012.
По мнению заявителей, ОАО "Ленэнерго" не привело в кассационной жалобе доводов о незаконности и необоснованности судебного акта, поскольку не оспаривает вывод суда о несоответствии обжалуемого приказа положениям пунктов 65 и 69 Основ ценообразования.
Вместе с тем, признав пункт 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п противоречащим пунктам 65 и 69 Основ ценообразования, суд первой инстанции не учел, что пункт 65 Основ ценообразования регулирует порядок расчета сбытовой надбавки, а пункт 69 - порядок формирования цены (тарифа) на электрическую энергию в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяя ее составляющие. Данные правовые нормы не касаются механизма ценообразования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Так, пунктом 69 Основ ценообразования предусмотрено, что цена (тариф) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливается в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию, утвержденных ФТС России на экономически обоснованном уровне и представляет собой сумму следующих слагаемых:
стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, определяемая исходя из включенных в прогнозный баланс объемов поставки электрической энергии и объемов поставки мощности для целей снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей, индикативных цен на электрическую энергию и на мощность населения и приравненных к нему категорий потребителей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых осуществляется поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяемая в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФТС России;
сумма цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей.
То есть из содержания указанной норм следует, из каких составляющих складывается цена на электрическую энергию для населения и какому предельному значению эта цена должна соответствовать.
Максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2012 год утвержден приказом ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 в размере 233 коп./кВт.ч (без налога на добавленную стоимость).
Вместе с тем обжалуемым приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п установлена цена не на электрическую энергию, поставляемую населению, а на одну из составляющих этой цены - на услуги по передаче электрической энергии.
Тот факт, что согласно пункту 69 Основ ценообразования цена на электрическую энергию (то есть суммарное значение всех ее составляющих) устанавливается в рамках предельного уровня тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным нему категориям потребителей, сам по себе не свидетельствует о незаконности значения одной из этих составляющих (в данном случае тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
Стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых осуществляется поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
На нарушение механизма ценообразования или экономическую необоснованность тарифа на услуги по передаче электрической энергии, указанного в пункте 1 приложения к приказу ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п для группы "население", заявители при рассмотрении дела не ссылались.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, решение от 14.09.2012 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует привлечь к участию в деле ОАО "Ленэнерго, принять во внимание изложенное и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2012 по делу N А56-43723/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.