Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Администрации города Великие Луки Псковской области Сотникова А.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 2),
рассмотрев 24.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Великие Луки Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.06.2012 (судья Лебедев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А52-1528/2012,
установил:
Администрация города Великие Луки Псковской области, место нахождения: 182100, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 24, ОГРН 1026000903994 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, к государственному учреждению Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 7, ОГРН 1026000963526 (далее - Фонд), о признании недействительными решения Фонда от 26.12.2011 N 5900 и направленного на основании указанного решения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 03.02.2012 N 5900.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 21.05.2012 (листы дела 70-71) дела N А52-2003/2012 и N А52-1528/2012 на основании подпункта 2.1 части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены для их совместного рассмотрения в деле N А52-1528/2012.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012, в удовлетворении заявления Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя. Как указывает податель жалобы, выплаты муниципальным служащим, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение), производятся из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания.
Администрация считает, что данные выплаты носят компенсационной характер, назначены решением представительного органа местного самоуправления за выполнение трудовых обязанностей, а значит, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и не подлежат включению в расчетную базу при исчислении страховых взносов.
Фонд о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 9 месяцев 2011 года, по результатам которой составлен акт от 17.11.2011 N 5900 (листы дела 54-56).
В ходе проверки указанного расчета Фонд пришел к выводу о том, что Администрация в сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ, отраженную по строке 2 таблицы 3 раздела 1 расчета, неправомерно включила ежемесячную гарантированную компенсационную выплату муниципальным служащим, выплаченную на основании Положения в сумме 4 300 284 руб.
По мнению Фонда, спорные выплаты не являются компенсационными в смысле положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а поэтому подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
Таким образом, занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 4 300 284 руб. привело к неполной уплате страховых взносов в размере 124 708 руб. 20 коп. (4 300 284 х 2,9% - страховой тариф).
Принятым по результатам проверки решением от 26.11.2012 N 5900 Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 12 602 руб. 96 коп.
Этим же решением заявителю начислено 124 708 руб. 20 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования российской Федерации, а также начислено 578 руб. 10 коп. пеней за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 (листы дела 10-12).
На основании принятого решения Фонд направил Администрации требование от 03.02.2012 N 5900 (листы дела 8-9) об уплате недоимки по страховым взносам в указанной сумме, а также пеней и финансовых санкций.
Полагая, что названное требование направлено заявителю по истечении сроков его направления, а также, не согласившись с данными решением Фонда, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что спорные выплаты не связаны с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных выплат приведенных в статье 164 ТК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Администрации, участвующего в судебном заседании, считает выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Вместе с тем подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены не только законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации, но и решениями представительных органов местного самоуправления.
Перечень предусмотренных данной нормой Закона исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 с соблюдением полномочий, предусмотренных Уставом муниципального образования "Город Великие Луки", утверждено Положение о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, занимающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение). Данная выплата предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам. Поскольку спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, у судебных инстанций не было правовых оснований считать, что эти выплаты не подпадают под действие нормы, установленной подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение от 20.06.2012 и постановление от 24.09.2012 вынесены судами обеих инстанций при неправильном применением норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов Фонда: решения от 26.12.2011 N 5900 и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа от 03.02.2012 N 5900.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 20.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А52-1528/2012 отменить.
Признать недействительными решение государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.12.2011 N 5900 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.02.2012 N 5900.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.