Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийская металлургическая компания" Роменко А.В. (доверенность от 21.12.2012),
рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская металлургическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2012 (судья Слоневская А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Масенкова И.В.) по делу N А21-3046/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская металлургическая компания" место нахождения: 236034, Калининград, улица Дзержинского, дом 168, ОГРН 1073906032353 (далее - Общество, ООО "БМК"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, улица Мусоргского, дом 10А, ОГРН 1103925777779 (далее - Инспекция N 1, регистрирующий орган), от 01.03.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Общество также просило обязать Инспекцию N 1 зарегистрировать прекращение его деятельности в связи с ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду, место нахождения: 236000, Калининград, Дачная улица, дом 6, ОГРН 1043905000017 (далее - Инспекция N 9).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "БМК", ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 22.06.2012 и постановление от 11.10.2012, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, который является исчерпывающим. Законные основания осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности у регистрирующего органа отсутствуют.
Как указывает податель жалобы, на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогам отсутствовали.
Общество считает, что Инспекцией N 9 пропущен установленный законом срок на предъявление требований к ликвидируемой организации.
В поступившем в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отзыве Инспекция N 1, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 24.10.2011 единственным участником ООО "БМК" Лаврехиным Владимиром Ивановичем принято решение N 1 о добровольной ликвидации Общества и о назначении ликвидатором Стратиенко Николая Анатольевича.
Уведомление о принятии решения о ликвидации ООО "БМК" с предложением кредиторам в течение двух месяцев обратиться к ликвидатору с требованиями опубликовано 02.11.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43.
В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 29.12.2011 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
Решением единственного участника Общества от 26.01.2012 N 2 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о составлении которого 13.02.2012 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ.
Решением от 02.02.2012 единственный участник ООО "БМК" Лаврехин В.И. утвердил ликвидационный баланс Общества.
Ликвидатор ООО "БМК" Стратиенко Н.А. 22.02.2012 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника).
Инспекция N 1 решением от 01.03.2012 отказала в государственной регистрации прекращения деятельности Общества.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является незаконным, ООО "БМК" обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Возражая против заявленных требований, регистрирующий орган ссылался на то, что ликвидационный баланс Общества, приложенный к заявлению о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника), содержал недостоверные сведения.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения регистрирующего органа от 01.03.2012, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20-22 Закона N 129-ФЗ. Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона. К таким документам относится и ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица (подпункт "а" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона N 129-ФЗ. К таковым, в частности, относится непредставление заявителем определенных Законом N 129-ФЗ документов, необходимых для государственной регистрации, за исключением предусмотренных названным Законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия Инспекцией N 1 решения об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника) послужило то обстоятельство, что сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе ООО "БМК", являлись недостоверными, так как в них отсутствовала информация о недоимке по налогам.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Общество сослалось на то, что представило все документы, необходимые для государственной регистрации; на момент составления ликвидационного баланса у ООО "БМК" отсутствовала информация о наличии недоимки по налогам.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Инспекция N 9 в ходе выездной налоговой проверки выявила наличие у ООО "БМК" недоимки по налогам в размере 13 667 485 руб., что подтверждается актом указанной проверки от 10.02.2012 N 18, о чем поставила в известность регистрирующий орган.
Поскольку в ликвидационном балансе, представленном Обществом вместе с заявлением о его государственной регистрации в связи с ликвидацией, отсутствовали сведения о кредиторской задолженности, суды пришли к выводу о наличии у Инспекции N 1 оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления Общества.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм Закона N 129-ФЗ.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс Общества отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогам отсутствовали, не принимается.
В обоснование указанного довода Общество ссылается на то, что акт выездной налоговой проверки был составлен и вручен заявителю только 10.02.2012, то есть после утверждения ликвидационного баланса и подачи заявления о ликвидации ООО "БМК" в Инспекцию N 1.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Отсутствие в ликвидационном балансе ООО "БМК" сведений о недоимке по уплате налогов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и Обществом не оспаривается. Таким образом, ликвидационный баланс Общества не отражал его действительное имущественное положение, что правомерно расценено судами первой и апелляционной инстанций как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ указанное обстоятельство является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. При этом причины недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, не имеют правового значения.
Следует также учесть, что ООО "БТК" располагало сведениями о проведении выездной налоговой проверки, в связи с чем, действуя добросовестно и разумно, не должно было утверждать ликвидационный баланс до получения результатов указанной проверки.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Инспекцией N 9 пропущен установленный законом срок на предъявление требований к ликвидируемой организации, также не принимается.
Как следует из пункта 5 статьи 64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А21-3046/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская металлургическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
...
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ указанное обстоятельство является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. При этом причины недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, не имеют правового значения.
...
Как следует из пункта 5 статьи 64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2013 г. N Ф07-7561/12 по делу N А21-3046/2012