Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 24.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2012 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 (судьи Чельцова Н.С., судей Мурахина Н.В. и Осокина Н.Н.) по делу N 05-6123/2012,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, пл. Ленина, д. 37, ОГРН 1042901604255 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Никольское" Шенкурского района Архангельской области, место нахождения: 165195, Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Шипуновская, ул. Волосатова, д. 18, ОГРН 1052907034366 (далее - Администрация) о взыскании 1000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012, в удовлетворении требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение от 06.07.2012 и постановление от 19.09.2012 и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, совершенное Администрацией правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, установлена вступившим в силу решением Инспекции от 28.10.2011 N 12-30/188. Данное решение налогоплательщиком в судебном порядке не обжаловалось, в связи с чем у судов обеих инстанций отсутствовали правовые основания для исследования и оценки в судебном заседании указанного решения Инспекции.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае проверка судами выводов налогового органа, содержащихся в решении Инспекции, в рамках требования о взыскании штрафа, по существу направлена на преодоление досудебного порядка урегулирования налогового спора, что не может быть признано допустимым.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в результате проведения мероприятий налогового контроля установлено непредставление Администрацией по состоянию на 01.01.2011 сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, о чем составлен акт от 28.09.2011 N 12-32/193.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 28.10.2011 N 12-30/188 о привлечении Администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в виде взыскания 1000 руб. штрафа.
На основании этого решения Инспекция направила в адрес Администрации требование N 1318 по состоянию на 31.10.2011, в соответствии с которым предложила в срок до 21.11.2011 в добровольном порядке уплатить 1000 руб. штрафа.
Неисполнение Администрацией указанного требования, послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании с Администрации указанной суммы налоговой санкции.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая налоговому органу в удовлетворении его требований, указали на отсутствие в материалах дела доказательств того, что Администрация должна обладать сведениями о находящихся на ее территории в спорный период земельных участках и об их характеристиках.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в виду следующего.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 85 НК РФ определено, что органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Указанными нормами Кодекса предусмотрена прямая обязанность муниципальных органов представлять всю совокупность информации о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, которой они обладают.
Пунктом 1 ст. 129.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 указанного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в статью 85 НК РФ, согласно которым органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января текущего года. Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, в том числе сведений, представляемых органами местного самоуправления о земельных участках, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данные изменения вступили в силу с 02.09.2010. Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных актах на пункты 12 и 13 статьи 396 НК РФ не может быть признана правомерной, поскольку эти нормы устанавливают обязанности по предоставлению сведений о земельных участках для кадастровых органов, к которым Администрация не относится.
До разработки и утверждения Федеральной налоговой службой России форм сведений о земельных участках, представляемых в налоговые органы органами местного самоуправления, сведения о земельных участках представляются в налоговые органы на основании Приказа Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и "Рекомендаций по ее заполнению".
В соответствии с вышеназванным Приказом Минфина России органы муниципальных образований представляют сведения в налоговые органы на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка, то есть представляют информацию о земельных участках в том объеме, в котором они располагают, и в первую очередь ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), поскольку сведения, содержащиеся в ГКН и ЕГРП, о земельных участках и их правообладателях должны представляться в налоговые органы Росреестром.
При этом форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" подлежит предоставлению органом местного самоуправления не только в части сведении о выделении земельных участков в отчетном периоде, содержащихся в листах "Б", "В" и "Г" (на что указал суд апелляционной инстанции), но и в листе "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
Из положений пункта 9.2 статьи 85 НК РФ и Приказа Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и "Рекомендаций по ее заполнению" не усматривается, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности предоставления соответствующих сведений о земельных участках в том случае, если в отчетном налоговом периоде им не принимались акты о выделении (предоставлении) земельных участков.
Из содержания пункта 1 статьи 129.1 НК РФ следует, что состав предусмотренного данной нормой налогового правонарушения является формальным, а следовательно, ответственность за его совершение наступает при наличии самого факта неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) соответствующих сведений.
В данном случае из решения налогового органа от 28.10.2011 N 12-30/188 видно, что факт правонарушения, предусмотренного приведенной нормой Кодекса, имел место и признан Администрацией, что, в свою очередь, послужило одним из оснований для снижения Инспекций суммы наложенного на ответчика штрафа до 1 000 руб. (листы дела 22-23).
Таким образом, у судов первой и апелляционной инстанций не было правовых оснований считать, что Администрация необоснованно привлечена налоговым органом к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение сведений, обязанность по предоставлению которых предусмотрена пунктом 9.2 статьи 85 НК РФ.
Поскольку выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ судом кассационной инстанции нового судебного акта - об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 по делу N А05-6123/2012 отменить.
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Никольское" Шенкурского района Архангельской области, место нахождения: 165195, Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Шипуновская, ул. Волосатова, д. 18, ОГРН 1052907034366, штраф по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1000 руб. на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 28.10.2011 N 12-30/188.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.