Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 22.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2012 по делу N А05-11620/2012 (судьи Ипаев С.Г., Панфилова Н.Ю., Пигурнова Н.И.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск", место нахождения: 164901, Архангельская область, город Новодвинск, Солнечная улица, дом 13, строение 1, ОГРН 1022901003180, (далее - Предприятие, МУП "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом) о признании постановления администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 26.09.2011 N 446-па "Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда" (Постановление N 446-па) не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральному закону от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50), Методическим рекомендациям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические рекомендации N 703) и недействующим полностью.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), МУП "Жилкомсервис" просит отменить решение суда как основанное на неправильном применении норм материального права и содержащее выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует ее рассмотрению.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 26.09.2011 N 446-па "Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда" утвержден норматив накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда в размере 1,68 куб.м на одного жителя в год.
Постановление официально опубликовано в газете "Новодвинский рабочий" от 29.09.2011 N 38.
Предприятие оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку нашел Постановление N 446-а соответствующим перечисленным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Ознакомившись с материалами дела, проверив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установил суд, Постановление N 446-па является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку обязательно для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.
В силу статей 29, 191 АПК РФ и статьи 78 Закона N 131-ФЗ заявление Предприятия рассмотрено судом первой инстанции с соблюдением требований о подведомственности.
Согласно пункту 11 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется названным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 6.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.
С учетом приведенных положений суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии у ответчика полномочий по нормированию накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда.
Оспариваемым Постановлением N 446-па установлена годовая норма накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда на одного человека в размере 1,68 куб.м.
Вывод суда об обоснованности указанного норматива подтверждается определением судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда от 18.06.2012 по делу N 33-2926, а также представленным в дело отчетом "О научно-технической продукции" научно-производственного объединения "Центр благоустройства и обращения с отходами".
Суд первой инстанции на основании части 3 статьи 19, статьи 20 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 Порядка N 50 и пункта 1 Методических указаний N 703 пришел к правомерному выводу о регулировании данными актами порядка разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В оспариваемом постановлении, как правильно указал суд первой инстанции, нормы накопления твердых бытовых отходов применяются для оценки объема образующихся отходов в целях организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и поддержания благоприятной обстановки на территории муниципального образования "Город Новодвинск" и не являются теми нормативами образования отходов и потребления, установление которых предусмотрено в Законе N 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к рассмотрению Предприятию в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе, с него следует взыскать 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2012 по делу N А05-11620/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск", место нахождения: 164901, Архангельская область, г. Новодвинск, Солнечная ул., д. 13, ОГРН 1022901003180, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.