Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гамма-Сервис" Ефременко А.А. (доверенность от 10.07.2012), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Даниловой Л.А. (доверенность от 29.12.2012),
рассмотрев 12.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гамма-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2012 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-36227/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гамма-Сервис" (место нахождения: Санкт-Петербург, город Красное Село, улица Свободы, дом 10, литера А; ОГРН 5067847145889; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 27.03.2012 N 001-2012/Прп-76.
Решением суда первой инстанции от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оснований для выдачи ему оспариваемого предписания не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании распоряжения от 27.02.2012 N 001-2012/Р4-76 в период с 13.03.2012 по 27.03.2012 проведена внеплановая документарная проверка выполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 12.09.2011 N 001-2011/Прп-295 о необходимости представления соответствующей отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с целью установления лимитов на размещение отходов.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 27.03.2012 N 001-2012/Апр-76, что указанное предписание не выполнено, Обществом отчетность за 2011 год в установленном порядке не представлена. По результатам проверки Обществу выдано предписание от 27.03.2012 N 001-2012/Прп-76 о представлении в соответствии со сроками, установленными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с целью установления лимитов на размещение отходов.
Общество, сославшись на то, что деятельность по обращению с отходами им не осуществляется и в связи с этим у него отсутствует обязанность представлять отчетность об их образовании, использовании, обезвреживании и размещении, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что неосуществление Обществом деятельности в области обращения с отходами не освобождает его от обязанности представлять отчетность об их образовании, использовании, обезвреживании и размещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Следовательно, Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4 статьи 18 Закона об отходах).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, в силу пункта 2 которого лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Согласно Порядку представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом (пункты 3 - 5).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является субъектом малого предпринимательства, в результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления (люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, ртутные лампы, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы картона), отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год Обществом не представлена, в связи с чем лимиты на размещение отходов на 2012 год не установлены.
Судами двух инстанций так же указано, что в силу статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного экологического надзора вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды. При этом оспариваемым предписанием на Общество не возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по предоставлению отчетности в области обращения с отходами, предусмотренной статьей 19 Закона об отходах.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о правомерности оспариваемого предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А56-36227/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гамма-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.