См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2012 г. N Ф07-8654/12 по делу N А26-9668/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Черемовского А.А. (доверенность от 11.12.2012); от Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Бира О.И. (доверенность от 10.09.2012),
рассмотрев 12.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2012 по делу N А26-9668/2011 (судья Репина Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", место нахождения: 186810, Республика Карелия, Питкярантский р-н, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 32, ОГРН 1081035000640 (далее - ООО "Петербургтеплоэнерго"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Питкярантского городского поселения (далее - Администрация) и к обществу с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис" (далее - ООО "Эконом Строй-Сервис") о признании договора аренды от 28.07.2010 недействительным и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением от 31.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет Питкярантского городского поселения (далее - Совет).
Определением от 17.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - Комитет).
Определением от 28.04.2012 суд принял отказ от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением от 31.07.2012 иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Эконом Строй-Сервис" просит решение от 31.07.2012 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Петербургтеплоэнерго" и Комитет просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным.
В судебном заседании представители ООО "Петербургтеплоэнерго" и Комитета возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.07.2010 Администрация (арендодатель) и ООО "Эконом Строй-Сервис" (арендатор) заключили договор аренды N 05/и-2010 муниципального имущества Питкярантского городского поселения. Данное имущество предназначено для осуществления деятельности по теплоснабжению города Питкяранта.
По акту приема-передачи от 01.10.2010 арендуемое имущество передано арендатору.
Договор зарегистрирован 12.05.2011 в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Распоряжением правительства Республики Карелия от 01.09.2011 N 511р-П тепловые сети города Питкяранта (протяженность 15141,7 п.м) из муниципальной собственности Питкярантского городского поселения переданы в государственную собственность Республики Карелия.
С учетом необходимости объединения объектов теплоэнергетики районов Северного Приладожья в единый производственно-технологический комплекс на основании распоряжения правительства Республики Карелия от 06.09.2011 N 515р-П Комитет провел открытый конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоэнергетики, находящихся в государственной собственности Республики Карелия, расположенных в Олонецком, Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском районах, - для осуществления эксплуатации, обслуживания, а также реконструкции указанного имущества и строительства новых объектов теплоэнергетики. Одним из условий передачи данного имущества (с учетом необходимости реконструкции объектов теплоснабжения) являлось инвестирование денежных средств в реконструкцию и строительство новых объектов теплоэнергетики на определенных условиях, что нашло отражение в конкурсной документации.
Комитет и ООО "Петербургтеплоэнерго" 19.09.2011 заключили краткосрочный договор аренды N 237 объектов теплоснабжения, находящихся в государственной собственности Республики Карелия, с целью осуществления эксплуатации, обслуживания, а также реконструкции арендуемых объектов теплоэнергетики и строительства новых объектов теплоэнергетики, а также осуществления деятельности по производству и передаче потребителям Олонецкого национального муниципального района, Лахденпохского, Сортавальского и Питкярантского муниципальных районов тепловой энергии (сроком на 30 дней).
Упомянутый выше конкурс признан несостоявшимся. Комитет заключил с единственным участником конкурса - ООО "Петербургтеплоэнерго" договор от 19.10.2011 N 272 аренды спорного имущества, сроком на 360 дней.
На основании постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомцен) от 19.09.2011 N 152, 153 для ООО "Петербургтеплоэнерго" установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению и юридическим лицам. Одновременно отменен тариф на тепловую энергию для ООО "Эконом Строй-Сервис".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2012 по делу N А26-8543/2011 заявление ООО "Эконом Строй-Сервис" о признании недействующим постановления Госкомцен от 19.09.2011 N 152 "О тарифе на тепловую энергию ООО "Петербургтеплоэнерго" оставлено без удовлетворения. При этом суд установил, что ООО "Петербургтеплоэнерго" фактически владеет объектами теплоснабжения для осуществления деятельности по производству и передаче потребителям Питкярантского муниципального района тепловой энергии, что подтверждается договором от 19.10.2011 N 272 и актом приема-передачи имущества от 19.10.2011.
Считая договор аренды N 05/и-2010 не соответствующим требованиям закона, ООО "Петербургтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Часть 1 статьи 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество в аренду в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Уставу Питкярантского городского поселения в исключительной компетенции Совета находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пункт 15 статьи 6 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Питкярантского городского поселения, утвержденного решением Совета Питкярантского городского поселения от 18.09.2007 N 107 (далее - Положение) устанавливает полномочия Администрации по сдаче в аренду муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.
Совет в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом обладает следующей компетенцией: дает согласие на совершение сделок с муниципальным имуществом, стоимость которых превышает максимальный размер, установленный Советом, заключаемых без его согласия (пункт 3 статьи 4 Положения).
Установив, что Совет не давал согласия на заключение договора аренды N 05/и-2010, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии спорной сделки нормам Закона N 131-ФЗ и Положения.
Кроме того суд установил, что ООО "Петербургтеплоэнерго" фактически владеет объектами теплоснабжения и осуществляет деятельность по производству и передаче тепловой энергии потребителям Питкярантского муниципального района.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2012 по делу N А26-9668/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.