Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 22.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2012 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А05-8062/2012,
установил:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (место нахождения: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Постышева, дом 26, ОГРН 1022900521071; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, ОГРН 1042900042822; далее - Управление) о признании недействительными предписаний от 12.03.2012 N 4/4/1-16 в части требований пунктов 1 - 7, 10, 12 - 16 и N 5/3/1-22 в части требований пунктов 1, 2, 4 - 6, 10, 12 - 19, 22; с учетом уточнения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 решение суда от 13.11.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, у Общества имеется обязанность по исполнению требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также по осуществлению мероприятий гражданской обороны.
В отзыве на кассационную жалобу Управления Общество просит оставить судебные акты без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании плана проведения плановых проверок на 2012 год, распоряжений от 24.01.2012 N 4 и от 24.01.2012 N 5 Управлением проведены проверки выполнения Обществом требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также установленных требований в области гражданской обороны.
По результатам проверок составлены акты от 12.03.2012 N 4/4/1-16 и 5/3/1-22 и вынесены предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, N 5/3/1-22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Не согласившись с указанными предписаниями в обжалуемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая недействительными предписания суды пришли к выводу, что Управлением в материалы дела не представлено доказательств того, что Общество является звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности, организацией, в полномочия которой входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по вопросам, включенным в предписание.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 (далее - Положение N 712).
Пунктом 4 Положения N 712 предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу пункта 6 Положения N 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции вправе выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ. Согласно пункту 3 Положения N 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения N 794 координационным органом единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Согласно пунктам 10 и 11 Положения N 794 постоянно действующим органом управления единой системы на объектовом уровне является структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; органом повседневного управления единой системы на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктами 1 - 5 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 Обществу вменено в обязанность на основании абзацев четвертого, шестого пункта 10, пунктов 2, 3, 6, абзаца четвертого пункта 7, абзаца второго пункта 8, пункта 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), абзаца первого статьи 4 Закона N 68-ФЗ в срок до 01.04.2013:
- создать постоянно действующий орган управления - структурное подразделение (работник) специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в структурном подразделении общества (Цигломенский участок);
- разработать положение "Об уполномоченном на решение задач в области ГОЧС";
- создать объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Согласно пункту 6 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 на Общество возложена обязанность на основании пункта "з" статьи 14 Закона N 68, пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 334, Порядок N 334), приложения N 2 к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.07.1997 N 382 (далее - Инструкция N 382) в срок до 01.04.2013 разработать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Пунктом "з" статьи 14 Закона N 68 на организации возложена обязанность предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением N 334, а сроки и формы ее предоставления предусмотрены Инструкцией N 382.
Однако приведенными нормами не предусмотрено обязанности организаций разрабатывать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в связи с чем возложение на общество такой обязанности является незаконным и необоснованным.
Пунктом 7 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 Обществу вменено в обязанность на основании пункта "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктов 13, 14 Положения N 794, пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (далее - Порядок N 999) в срок до 01.04.2013 создать необходимые силы и средства (служба, нештатное аварийно-спасательное формирование (далее - НАСФ) выделяемое (привлекаемое) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) организации. Обучить и оснастить личный состав формирования, согласно примерных норм оснащения.
В соответствии с положениями пункта "в" статьи 14 Закона N 68 организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" НАСФ создают организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Аналогичные требования установлены пунктом 4 Порядка N 999.
Понятие потенциально опасных производственных объектов содержится в пункте 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, согласно которому потенциально опасные объекты - это объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2 к Порядку N 999).
Судебными инстанциями установлено и Управлением соответствующими доказательствами не опровергнуто то, что Общество не имеет потенциально опасных производственных объектов и не эксплуатирует такие объекты. Доказательств того, что Общество имеет важное оборонное и экономическое значение или представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время Управлением также не представлено.
Ссылки подателя жалобы на то, что Обществом эксплуатируется опасный объект, на который разработан соответствующий паспорт безопасности, а также на реестр потенциально опасных объектов, утвержденный решением комиссии Архангельской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.01.2012, не подтверждает позицию Управления о том, что Общество имеет именно потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует такие объекты. Управление не представило соответствующую выписку из указанного реестра потенциально опасных объектов.
Поэтому судебные инстанции пришли к выводу, что Управление не представило доказательств того, что Общество имеет потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует их и соответственно Управлением не доказана обязанность Общества по созданию службы, НАСФ, обучению и оснащению личного состава формирования согласно примерных норм оснащения.
В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 Обществу необходимо на основании пунктов "а", "б", "в", "е" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пункта 3, абзаца второго пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение N 687) в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением в отношении заявителя одновременно проведены две проверки - выполнения Обществом установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения установленных требований в области гражданской обороны. По результатам проверок составлено два акта и вынесено два предписания.
Как правильно указали судебные инстанции, статья 14 Закона N 68-ФЗ и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не предусматривают обязанности организаций ежегодно разрабатывать и согласовывать с органами муниципального образования планов основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год.
Пунктом 4 Положения N 687 определено, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 данного Положения, оно разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) и соответствующими подзаконными актами и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.
В пункте 11 предписания N 5/3/1-22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны установлена обязанность Общества в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год. Обществом указанный пункт предписания не оспаривается.
Согласно пунктам 12 и 13 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 Обществу необходимо в срок до 01.04.2013 организовать обучение работников в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, создать необходимую учебно-материальную базу, включить в план основных мероприятий на текущий год и провести командно-штабные учения (тренировки), тактико-специальные учения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Данные требования основаны на статье 20 Закона N 68-ФЗ, подпункте "а" пункта 4, пунктах 7 - 11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 (далее - Положение N 547).
Суды проанализировали Положения о статье 20 Закона N 68-ФЗ, подпункта "а" пункта 4, пунктов 7, 8, 9 и 11 и установили, что работники заявителя ежегодно проходят обучение основным требованиям охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности.
Кроме того, суды правильно отметили, что создание именно Обществом необходимой учебно-материальной базы, командных и (или) оперативных штабов по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайный ситуаций не предусмотрено указанными в оспариваемых пунктах предписания нормами.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако Общество не имеет аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, следовательно, оно не имеет возможности проводить тактико-специальные учения в соответствии с пунктом 9 Положения N 547. Управлением доводов о несогласии с решением суда в указанной части не приведено.
Пунктами 14, 15 и 16 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 на Общество возложена обязанность на основании Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 N 285 (далее - Правила N 285), раздела 8 пункта 34, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993) в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями.
Требования к складским помещениям, а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля установлены Правилами N 285.
Пунктами 6 и 7 Положения N 993 установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО), в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО, на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО), на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Пунктом 8 Положения N 993 также установлено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) в установленных нормах осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения.
Управление указывает, что имущественный комплекс Общества подпадает в зону химического заражения от ОАО "СЦБК".
В материалах дела имеется копия письма начальника управления военно-мобилизационной работы и гражданской обороны мэрии города Архангельска от 07.11.2012 N 558/185-01, в соответствии с которым территория Общества находится вне зон возможного химического заражения.
Поэтому суды пришли к правомерному выводу о том, что Управлением не доказано отнесение территории, на которой расположено Общество в зоне возможного опасного химического заражения и соответственно наличие обязанности заявителя обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты. Ссылка Управления на то, что территория Общества находится на территории категорированного города, также не подтверждена.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества, признав недействительными оспариваемые пункты предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16.
Пунктом 1 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании пункта 4 статьи 12 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 (далее - Положение N 782) в срок до 01.04.2013 создать орган управления ГО, в том числе: назначить работника, уполномоченного на решение задач в области ГО в структурном подразделении общества (Цигломенский участок); разработать положение, определяющее основные задачи и функции органа управления ГО.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пунктах 2 и 4 Положения N 782 определено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Пункт 4 указанного Положения устанавливает примерные нормы определения количества работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспорено, что в Обществе имеется работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (должностная инструкция начальника пожарной охраны ГО и ЧС Общества от 20.02.2012).
Пунктом 2 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 на Общество возложена обязанность на основании абзаца четвертого пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804) в срок до 01.04.2013 откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время.
Из материалов дела видно, что положение об организации и ведении гражданской обороны в обществе (т. 1, л. 117 - 120) утверждено его генеральным директором 21.10.2009 и согласовано с начальником управления военно-мобилизационной работы и административных органов мэрии города Архангельска 21.10.2009. Обязанность организации откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время абзацем четвертым пункта 4 Положения N 804, не предусмотрена.
Пунктами 4, 5 и 6 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 заявителю вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 16.3, 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), пункта 9 Положения N 804 в срок до 01.04.2013 разработать мероприятия по эвакуации на военное время, создать эвакуационную комиссию организации, разработать и утвердить в установленном порядке положение "Об эвакокомиссии" организации.
Исследовав главу 3 Закона N 28-ФЗ, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 указанного Закона судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 вышеназванного Положения).
В данном случае Управление не представило доказательств того, что Общество относится к организациям, уполномоченным решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию), либо к организациям, привлекаемым на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Таким образом, возложение на Общество обязанности по планированию мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведению таких мероприятий противоречит вышеприведенным нормам.
В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Обществу предложено на основании пункта 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 12 Положения N 804, пункта 16.6 Положения N 687, пункта 4 Порядка N 999 в срок до 01.04.2013 создать НАСФ организации, обучить и оснастить личный состав формирования, согласно примерных норм оснащения.
Поскольку признан недействительным пункт 7 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16, содержащий аналогичные требования, судебные инстанции правомерно признали недействительным пункт 10 рассматриваемого предписания по тем же основаниям.
Пунктами 12, 13 и 14 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Положения N 804, Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575, пункта 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 в срок до 01.04.2013 выполнить мероприятия по предоставлению работникам организации убежища от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имеющиеся на территории общества защитные сооружения гражданской обороны привести в состояние готовности к предназначению в соответствии с требованиями; оформить паспорта на защитные сооружения гражданской обороны.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что указанные в предписании убежища N 126-30, 127-30, 102-30, 103-30, 104-30 являются объектами федеральной собственности.
В полномочия организаций, установленных статей 9 Закона N 28-ФЗ, не входят обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из пункта 2.1 Правил N 583, следует, что учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО, в журнале учета ЗСГО.
Статус ЗСГО в соответствии с пунктом 1.2 Правил N 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Управлением в ходе проведения проверки установлено и в акте от 12.03.2012 N 5/3/1-22 отражено, что Обществом в отношении ЗГСО N 126-30, 127-30 Маймаксанского участка, N 102-30, 103-30, 104-30 Цигломенского участка не выполнены требования правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание ЗСГО, паспорта ЗГСО отсутствуют либо требуют переоформления.
Вместе с тем, судами установлено, что паспорта убежищ N 126-30, 127-30 не соответствуют требованиям, установленным Правилами N 583, поэтажные планы и экспликации объектов ГО отсутствуют. В отношении убежищ N 102-30, 103-30, 104-30 документы не представлены и не исследовались в ходе проверки.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что на территории города Архангельска имеются ЗСГО созданные в порядке, установленном Правилами 583.
Также суды правильно указали, что Управлением не установлено, в отношении каких конкретно ЗСГО и какие меры по обеспечению поддержания ЗСГО в состоянии постоянной готовности не приняты заявителем, какие требования правил нарушены, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
Пунктом 16.4 Положения N 687 к основным мероприятиям в области гражданской обороны, которые осуществляют организации, относится поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание тех защитных сооружений гражданской обороны, которые находятся в ведении организаций.
Однако Управлением не доказано, что убежища, указанные в предписании, находятся в ведении Общества.
Пунктами 15, 16, 17 и 18 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 N 285, раздела 8 пункта 34, пункта 9 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993, абзаца пятого пункта 16.4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию СИЗ приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, разработать план выдачи и распределения СИЗ работникам организации.
В связи с тем, что апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 14, 15, 16 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16, содержащих аналогичные требования, признание судом первой инстанции недействительными пунктов 15, 16, 17, 18 рассматриваемого предписания является правомерным.
Пунктом 19 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 на заявителя возложена обязанность на основании пункта 8 Положения N 804, пункта 16.2 Положения N 687, пунктов 2, 3 Положения N 334 в срок до 01.04.2013 разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией (положение о порядке сбора и обмена информацией, инструкция оперативного дежурного, дежурно-диспетчерской службы, формализованные документы). Однако указанные в оспариваемом пункте предписания нормы не предусматривают обязанности Общества разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией.
Порядок N 334 регламентирует порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (пункты 1 и 2 указанного нормативного акта). Возражений в части пункта 19 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Управление не представило.
Пунктом 22 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании Закона N 28-ФЗ, Положения N 804, Положения N 687 в срок до 01.04.2013 разработать перечень зданий и сооружений Общества, подлежащих светомаскировке и другим видам маскировки.
Однако Управлением при проведении проверки не установлен факт наличия у Общества зданий и сооружений, которые подлежат светомаскировке.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А05-8062/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.