Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Выборгский Водоканал" Карпова Р.А. (доверенность от 15.04.2013), Петровой Т.В. (доверенность от 13.03.2013), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Трифоновой А.В. (доверенность от 14.11.2012 N 05/3540), Коннова Г.Н. (доверенность от 15.01.2013 N 05/68), Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Посылаевой К.А. (доверенность от 06.03.2013 N 2-5-227/13-0),
рассмотрев 23.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Выборгский Водоканал" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А56-17567/2012
установил:
открытое акционерное общество "Выборгский Водоканал" (место нахождения: 188800 Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1054700176596, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать недействительными ненормативные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124 г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - Управление, антимонопольная служба):
- решение от 13.03.2012 по делу N 445-05-А/11 в части признания в действиях ОАО "Выборгский Водоканал" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписание от 13.03.2012 по делу N 445-05-А/11.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК).
Решением суда от 03.09.2012 заявленные ОАО "Выборгский Водоканал" требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2012 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012 отменено. Открытому акционерному обществу "Выборгский Водоканал" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда от 25.12.2012 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.09.2012. Податель жалобы настаивает на доказанности своего довода о том, что услуга по регистрации прибора учета не входит в состав тарифа по водоснабжению и водоотведению и полагает неправомерным включение антимонопольным органом услуги по регистрации приборов учета в состав услуг водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Комитета поддержал правовую позицию Управления.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 445-05-А/11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Выборгский Водоканал" послужили результаты проведенных Управлением мероприятий по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями Ленинградской области Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Управление установило, что ОАО "Выборгский Водоканал" осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры, которая на основании положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Общество выполняет работы по установке и замене индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, а также организациям, расположенным на территории муниципального образования "Город Выборг".
Приказом ОАО "Выборгский Водоканал" от 26.02.2010 N 21/2 "О расчете калькуляции", утверждена плата за услуги по приемке в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды в размере 200 рублей.
Проанализировав приказ Госстроя Российской Федерации от 16.08.2000 N 184, утвердившего "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", Управление пришло к выводу, что оплата потребителями возникающих у ресурсоснабжающих организаций при приемке (регистрации) в эксплуатацию приборов учета потребляемых ресурсов затрат на выполнение ими действий по опломбированию приборов учета, кроме затрат на работы по установке приборов учета, не предусмотрена действующим законодательством.
13.03.2012 Управлением вынесено решение по делу N 445-05-А/11, в соответствии с которым действия ОАО "Выборгский Водоканал" по установлению и взиманию платы с потребителей за приемку в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (регистрацию) потребляемых ресурсов при осуществлении их приемки в эксплуатацию признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Пунктом 2 решения установлено выдать ОАО "Выборгский Водоканал" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Предписанием от 13 марта 2012 по делу N 445-05-А/11 Управление обязало общество в 10-дневный срок со дня его получения:
- прекратить взимание с потребителей законодательно не установленной платы за действия, осуществляемые работниками ОАО "Выборгский Водоканал" при допуске приборов учета в эксплуатацию, в том числе за действия по регистрации и опломбирование узла учета;
- проинформировать потребителей о том, что приемка установленных приборов учета, в том числе опломбирование узлов учета осуществляется ОАО "Выборгский Водоканал" без взимания платы.
Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не установил в действиях ОАО "Выборгский Водоканал" нарушения части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ.
Апелляционный суд посчитал выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение суда, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что оснований для ее удовлетворения не имеется в силу следующего.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1); доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанций установил, что заявитель является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по установке и приемке индивидуальных приборов учета холодной воды собственникам жилых помещений.
При этом общество взимало с собственников помещений плату за опломбировку приборов учета и приемку данного прибора в размере 200 руб.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ Закон об энергосбережении, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.
Пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусмотрено, что приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2003 N 261, после установки прибора учета потребления коммунальных услуг потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию о приемке прибора учета в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг осуществляется представителем управляющей организации или энергосервисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем.
Положением о порядке установки и эксплуатации индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, утвержденным постановлением главы администрации МО "Выборгское городское поселение" от 30.03.2006 N 79 (в редакции постановления от 18.12.2006) установлено, что потребитель, изъявивший желание сдать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, обращается с устным или письменным заявлением к поставщику или в специализированную организацию.
Приемка приборов учета осуществляется поставщиком или специализированной организацией после проведения испытания трубопроводов на участке, где смонтированы приборы учета.
Применительно к обстоятельствам данного дела судом установлено, что и поставщиком, и специализированной организацией на территории МО "Город Выборг" является ОАО "Выборгский Водоканал".
Согласно подпунктам "в", "г", "е" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) потребитель обязан:
- в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
- обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
- в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 13 Закона об энергосбережении.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 445-05-А/11 Управление установило, что в проверяемый период установку и (или) техническое обслуживание, и (или) приемку в эксплуатацию (в том числе опломбирование, регистрацию) приборов учета потребления коммунальных ресурсов на территории МО "Город Выборг" осуществляло ОАО "Выборгский Водоканал". ОАО "УК по ЖКХ", согласно договору управления многоквартирным домом от 15.07.2010 N 0118 УП-А является исполнителем коммунальных услуг на территории МО "Город Выборг".
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод Управления о том, что общество подпадает под сферу действия антимонопольного законодательства и на него распространяются установленные Законом N 135-ФЗ ограничения, поскольку оно осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по водоснабжению на территории МО "Город Выборг", находящемся в состоянии естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений сторон.
Выводы суда соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права и оснований для отмены оспариваемого постановления от 25.12.2012 суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А56-17567/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Выборгский Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.