Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 07.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации города Великие Луки Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 (судья Леднева О.А.) по делу N А52-1681/2012,
установил:
Финансовое управление Администрации города Великие Луки Псковской области, место нахождения: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 1, ОГРН 1096025003315 (далее - Финансовое управление) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным требования от 03.02.2012 N 16079 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционная жалоба Финансового управления возвращена определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 в связи с пропуском срока.
В кассационной жалобе Финансовое управление, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, выплаты, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки", носят компенсационной характер, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и не подлежат включению в расчетную базу при исчислении страховых взносов.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства по кассационной жалобе, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ответчиком проведена камеральная проверка представленного Финансовым управлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2011 года.
В ходе проверки выявлен факт занижения заявителем за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 129 619 руб., в результате не включения в нее суммы ежемесячной выплаты муниципальным служащим, предусмотренной решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки".
По результатам проверки составлен акт от 28.11.2011 N 16079 и принято решение от 29.12.2011 N 16079. Заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 32 758 руб. 95 коп., пени - 331 руб. 07 коп. за период 01.01.2011 по 30.09.2011. Кроме того, Финансовое управление привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2 782 руб. 06 коп.
Плательщику страховых взносов предъявлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 16079 по состоянию на 03.02.2012.
Не согласившись с указанным требованием, Финансовое управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, посчитал, что спорные выплаты не связаны с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных выплат, приведенное в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Закона.
Вместе с тем подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены не только законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации, но и решениями представительных органов местного самоуправления.
Перечень предусмотренных данной нормой Закона исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 с соблюдением полномочий, предусмотренных Уставом муниципального образования "Город Великие Луки", утверждено Положение о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, занимающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение). Данная выплата предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам. Поскольку спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, у суда первой инстанции не было правовых оснований считать, что эти выплаты не подпадают под действие нормы, установленной подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда от 04.06.2012 вынесено при неправильном применением норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.02.2012 N 16083.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 по делу N А52-1681/2012 отменить.
Признать недействительными требование государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.02.2012 N 16079 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.