18 сентября 2014 г. |
Дело N А56-80635/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СТМ-траффик" Капитоновой-Королевой А.С. (доверенность от 19.09.2014), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Трофимова А.М. (доверенность от 31.01.2014 N 03-16/13745),
рассмотрев 15.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2014 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-80635/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-траффик", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Басков пер., д. 21, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1057813292690, ИНН 7841327783 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А (далее - Инспекция), от 06.03.2013 N 1013 и требования от 11.10.2013 N 7742.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит принятые по делу судебный акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, применение Обществом ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных в III квартале 2011 года по договорам, заключенным с обществами с ограниченной ответственностью "Трансмарин" (далее - ООО "Трансмарин"), "АЙБИЭС-Форвардинг" (далее - ООО "АЙБИЭС-Форвардинг"), "Дилекс" (далее - ООО "Дилекс"), "Финтранс ГЛ" (далее - ООО "Финтранс ГЛ"), "Рэйлшип Лимитед" (далее - ООО "Рэйлшип Лимитед), а также с закрытым акционерным обществом "МСТ Шиппинг Сервис" (далее - ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис"), неправомерно, поскольку данное право не подтверждено документами, оформленными в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а следовательно, такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года Инспекцией составлен акт от 23.01.2013 N 11-20/3476 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 06.03.2013 N 1013.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 62 568 руб. 60 коп. штрафа по НДС; налогоплательщику начислено 48 718 руб. 31 коп. пеней, предложено уплатить 38 178 руб. недоимки по НДС и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия такого решения послужило неправомерное применение Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных на территории Российской Федерации закрытому акционерному обществу "Балтик Меркур" (далее - ЗАО "Балтик Меркул"), ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Трансмарин", ООО Рэйлшип Лимитед", ООО "Финтранс ГЛ", ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис" в III квартале 2011 года.
Инспекция выставила налогоплательщику требование об уплате налога, сбора от 11.10.2013 N 7742.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 29.08.2013 N 16-13/33451@ указанное выше решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа от 06.03.2013 N 1013 и требованием от 10.10.2013 N 7742 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, так как пришли к выводу о предоставлении налогоплательщиком всех необходимых документов, установленных пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ, и правомерном применении Обществом нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных названным выше контрагентам.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием всех доводов и фактических обстоятельств дела.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения указанного подпункта распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях указанной статьи Кодекса к транспортно-экспедиционным услугам отнесены следующие виды услуг: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Из содержания пункта 1 статьи 164 НК РФ не усматривается, что российские организации, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги в связи с международной перевозкой экспортируемых товаров, не вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов в тех случаях, когда пункт отправления и пункт назначения на определенном этапе процесса международной перевозки находятся на территории Российской Федерации.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2011 N 03-07-15/72 указано, что в соответствии с положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст.
Суды двух инстанций, оценив договоры транспортной экспедиции, акты выполненных работ, счета-фактуры, СМR, товарно-транспортные накладные, представленные в материалы дела, пришли к выводу об оказании Обществом в III квартале 2011 года транспортно-экспедиционных услуг ЗАО "Балтик Меркур", ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Трансмарин", ООО Рэйлшип Лимитед", ООО "Финтранс ГЛ" и ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис" при организации международной перевозки.
Согласно пункту 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг.
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров морским судном или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания осуществляются вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия, в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, а также с отметкой таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что Общество представило все документы, перечисленные в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ, и пришли к выводу о подтверждении налогоплательщиком права на применение ставки 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки.
Кассационная инстанция не может согласиться с данными выводами судов, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие правомерность применения ставки 0 процентов по НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Трансмарин", ООО "Рэйлшип Лимитед", ООО "Финтранс ГЛ", ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис" при организации международной перевозки.
Материалами дела (копиями поручений на отгрузку, коносаментов) подтверждается правомерность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов только по взаимоотношениям с ЗАО "Балтик Меркур".
Доказательства, подтверждающие право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по иным контрагентам, в материалах дела отсутствуют.
Данный довод был заявлен Инспекцией при рассмотрении дела в апелляционном суде. Однако суд уклонился от проверки доводов налогового органа о неподтвержении налогоплательщиком права на применение ставки 0 процентов по НДС по названным выше контрагентам.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о представлении Обществом полного комплекта документов, предусмотренного статьей 165 НК РФ для подтверждения применения ставки 0 процентов, не соответствуют материалам дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, фактически не дали оценку доводам Инспекции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания недействительными решения Инспекции от 06.03.2013 N 1013 и требования от 11.10.2013 N 7742 по эпизодам взаимоотношений с ООО "Трансмарин", ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Рэйлшип Лимитед", ООО "Финтранс ГЛ", ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис", а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в указанной части.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным сторонами доказательствам и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А56-80635/2013 в части признания недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу от 06.03.2013 N 1013 и требования N 7742 по эпизодам взаимоотношений с обществами с ограниченной ответственностью "Трансмарин", "АЙБИЭС-Форвардинг", "Дилекс", "Рэйлшип Лимитед", "Финтранс ГЛ", а также с закрытым акционерным обществом "МСТ Шиппинг Сервис" отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.