Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 02.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-8699/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 12, ОГРН 1028301646779 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1022900535558 (далее - Министерство), о взыскании 2 715 200 руб., из которых 2 713 000 руб. - расходы, связанные с предоставлением жилья Дуркиной М.А., имеющей статус лица из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также 2200 руб. - расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
Определением суда от 23.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.12.2012, исковые требования Администрации удовлетворены. С Министерства в пользу Администрации за счет казны Архангельской области взыскано 2 715 200 руб.
В кассационной жалобе Министерство полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит вынесенные по делу решение и постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 03.07.2009 N 1074 Дуркина М.А., относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет на получение муниципальной жилой площади. Постановлением Администрации от 23.12.2011 N 2275 Дуркиной М.А. предоставлена квартира N 49 общей площадью 36,9 кв.м в городе Нарьян-Маре по адресу: улица Рыбников, дом 3 "Б".
Данная квартира муниципальным бюджетным учреждением "Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара" передана Дуркиной М.А. по договору от 30.12.2011 N 399 социального найма жилого помещения.
Согласно договору от 30.01.2012 N 30 определена рыночная стоимость квартиры, которая в соответствии с отчетом N 37/12 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости составила 2 713 000 руб. Расходы Администрации, связанные с оплатой услуг по оценке согласно счету от 30.01.2012 N 30 составили 2200 руб.
Администрация понесла расходы в результате выбытия квартиры из муниципальной собственности, в связи с чем обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили иск, исходя из того, что он обоснован как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" государственными полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.
При таких обстоятельствах судами двух инстанций установлено, что расходы Администрации по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам Архангельской области и подлежат компенсации за счет казны Архангельской области.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что предоставив жилое помещение Дуркиной М.А., Администрация не может свободно им распоряжаться в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации и для исполнения своих основных обязательств, возложенных на нее указанным Кодексом, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности, а также приняв во внимание то обстоятельство, что указанные расходы Администрации не компенсированы Министерством, суды правомерно удовлетворили иск.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Министерства были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А05-8699/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.