Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Власовой М.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Есиповой Е.В. (доверенность от 09.01.2013 N 152),
рассмотрев 15.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2012 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-43967/2012,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), 1 934 436 руб. 74 коп. задолженности по договору от 01.12.2011 N 5503 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор) и 25 549 руб. 84 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2013, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить оспариваемые судебные акты и отказать Предприятию в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Предприятием не приложены к иску документы, подтверждающие что:
- дважды проводились отборы проб вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации;
- об отборах проб воды составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга;
- в результате указанных отборов проб зафиксировано превышение установленных нормативов, в том числе по качеству сточных вод, что послужило основанием для начисления Обществу платы за сброс сточных вод с нарушением нормативов водоотведения в повышенном размере, а также штрафных санкций.
Общество отмечает, что оно не имело возможности воспользоваться правом параллельного отбора и анализа проб сточных вод, поскольку не извещалось Предприятием о предстоящих отборах проб; доказательств уведомления Общества о проведении работ по отбору проб сточных вод Предприятием в материалы дела не представлено.
Податель жалобы отмечает, что Предприятие не представило иных документов в подтверждение достоверности правильности расчета исковых требований, а также не приложило к исковому заявлению и не представило на обозрение суда акт отбора проб.
Кроме того, Общество указывает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р "Об определении ОАО "Славянка" единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны Российской Федерации организаций" между Министерством обороны Российской Федерации и обществом заключен государственный контракт от 14.07.2011 N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны Российской Федерации организаций. По условиям данного государственного контракта в случае отсутствия приборов учета объем потребления холодной воды и водоотведения производится расчетным методом в соответствии с нормами межотраслевого стандарта строительных норм и правил СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденных постановлением Госстроя СССР 1985 года N189, а также приказом Минобороны России от 04.01.1996 N 7 "Об утверждении норм коммунальных услуг". Приказом Минобороны России от 04.01.1996 N7 "Об утверждении норм коммунальных услуг" не урегулированы вопросы нормирования отвода поверхностного стока, в связи с чем, Минобороны не принимает к оплате представляемые Обществом акты оказания услуг по водоснабжению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Обществом (абонент) заключен Договор, предметом которого является отпуск абоненту предприятием (получение абонентом от предприятия) из системы коммунального водоснабжения предприятия питьевой воды и прием от абонента (сброс абонентом) сточных вод в систему коммунальной канализации предприятия.
Пунктами 3.1, 3.2 Договора установлено, что учет количества отпущенной (полученной) питьевой воды из системы коммунального водоснабжения предприятия и количества сбрасываемых сточных вод в систему коммунальной канализации предприятия производятся по показанием приборов учета питьевой воды и сточных вод, указанных в приложениях N 1 и N 2 к Договору.
В соответствии с пунктом 4.2 Договора Предприятие обязуется систематически контролировать состав и свойства сточных вод абонента.
Предприятие в порядке, установленном органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, в любое время без предварительного предупреждения (уведомления) абонента отбирает в контрольных канализационных колодцах абонента, указанных в приложении к Договору, контрольные пробы сточных вод.
Согласно пункту 4.3 Договора абонент вправе участвовать в отборе Предприятием контрольных проб сточных вод, а также при отборе Предприятием контрольных проб сточных вод отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Абонент обязан своевременно оплатить Предприятию полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества (пункт 5.1 Договора).
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Договора установлено 2 расчетных периода (по объектам, не относящимся к жилищному фонду): с 1-го по 15-е число каждого календарного месяца и с 16-го числа по последнее число каждого календарного месяца.
Расчеты абонента с Предприятием по Договору производятся по тарифам, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Расчеты по Договору производятся по инкассо: Предприятие выставляет платежное требование в банк, обслуживающий Предприятие, и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке.
Согласно пункту 5.5 Договора срок оплаты платежного требования после его выставления в банк, обслуживающий предприятие, составляет 10 календарных дней. Абонент может произвести предварительную оплату оказываемых Предприятием услуг на расчетный счет, указанный предприятием.
В случае неоплаты абонентом платежного требования по истечении десяти календарных дней с момента его выставления в банк, обслуживающий Предприятие, Предприятие начисляет пени за каждый день просрочки платежа. Пени начисляются исходя из размера процентной ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по оплате услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, в том числе и с превышением нормативов водоотведения по качеству, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск, признали его обоснованным по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию водопроводно-канализационного хозяйства в силу пункта 65 Правил N 167 возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно пункту 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Судами первой и апелляционной инстанций установлен факт превышения абонентом нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что подтверждается материалами дела; Общество данное обстоятельство не оспорило и доказательств погашения задолженности суду не представило.
Представленный Предприятием расчет проверен судами, соответствует условиям Договора.
Ссылка подателя жалобы на необходимость проведения отбора проб сточных вод дважды не обоснована ссылками на правовые нормы.
Довод Общества о том, что оно не извещалось Предприятием о предстоящих отборах проб, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из пункта 66 Правил N 167 не следует, что участие абонента при отборе проб сточных вод является обязательным.
Более того, как установлено апелляционным судом, отбор сточных вод производился в присутствии представителя Общества, при этом замечания в актах отбора проб с его стороны отсутствуют.
Другие доводы подателя жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были заявлены в апелляционной жалобе и апелляционным судом им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А56-43967/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.