Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от закрытого акционерного общества "Санаторий "Черная речка" Плавника Ю.А. (доверенность от 16.08.2010), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Софяна Б.С. (доверенность от 14.11.2012),
рассмотрев 22.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санаторий "Черная речка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2012 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-48192/2012,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Санаторий "Черная речка", место нахождения: 197729, Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Приморское шоссе, д. 648, ОГРН 1027812401275 (далее - Санаторий), о взыскании 11 522 руб. 20 коп. задолженности по договору от 11.01.2005 N 18-60292/10-Д на прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор) за водоотведение с превышением лимита сброса сточных вод по количеству за февраль 2012 года, а также 1927 руб. 38 коп. пеней (с учетом уточнения размера требований).
Решением суда от 19.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Санаторий, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно применили к спорным правоотношениям положения распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 29.11.2011 N 190 (далее - Распоряжение N 190), принятого с нарушением требований постановления Правительства от 12.02.1999 N 167 об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
Санаторий также считает, что Распоряжение N 190 как нормативный акт не вступило в силу, поскольку не было официально опубликовано на сайте Правительства Санкт-Петербурга, а потому не подлежало применению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Санатория поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Санаторием (абонент) заключен Договор (с учетом приложений и дополнительного соглашения к нему), по условиям которого Предприятие обязалось принимать от абонента сточные воды в систему канализации Предприятия по выпускам диаметрами, указанными в Приложении N 1А к Договору (пункт 2.1), а абонент обязался соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия (пункт 3.2.1).
В Приложении N 1А к Договору в редакции дополнительного соглашения от 20.04.2010 N 1 стороны определили Санаторий объектом, от которого Предприятие принимает сточные воды и загрязняющие вещества, согласовали количество и диаметры канализационных выпусков, средства измерения, наименование субабонентов, ориентировочный объем поверхностного и инфильтрационного стоков.
Пунктом 2.2 Договора установлено, что лимиты на прием (сброс) сточных вод устанавливаются органом исполнительной власти Санкт-Петербурга или уполномоченной им организацией и доводятся Предприятием до сведения абонента письмом.
За превышение нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) в соответствии с действующим законодательством с абонента взимается плата в порядке, установленном органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.1).
В пункте 5.2 Договора стороны предусмотрели, что в случае неоплаты абонентом платежного документа по истечении десяти дней с момента его выставления в банк-эмитент Предприятие в момент подтверждения оплаты начисляет пени за каждый день просрочки платежа исходя из процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации и действующей на день фактической оплаты абонентом платежного документа или его соответствующей части.
Пунктом 5.4 Договора установлена ориентировочная сумма по Договору с учетом тарифа, действующего на момент его заключения. Указанным пунктом предусмотрена корректировка суммы платы по Договору в зависимости от фактического водоотведения абонента, превышения абонентом установленных нормативов водоотведения и изменения тарифов без дополнительного оформления и согласования сторон.
Комитет Распоряжением N 190 установил лимит водоотведения на 2012 год для Санатория в размере 121 куб.м в сутки, о чем Предприятие известило Санаторий письмом от 30.11.2011 N 101-31-197/11.
В спорный период Санаторий превысил установленный Комитетом лимит водоотведения, в связи с чем Предприятие выставило абоненту счет-фактуру от 29.02.2012 N 36029200078 и платежное требование от 11.03.2011 N 36029200078 на сумму 11 522 руб. 20 коп.
Уклонение Санатория от оплаты задолженности послужило основанием настоящего иска.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, признал требования истца обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга в том числе за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
Пунктом 3 Порядка N 1677 установлено, что нормативом водоотведения по объему сточных вод является лимит водоотведения, установленный абоненту Комитетом. Это предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами воды из всех источников, планов мероприятий абонентов по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также технических возможностей приема сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Вопреки доводам Санатория, Распоряжение N 190, которым Комитет утвердил лимиты водоотведения абонентам Предприятия (в том числе Санаторию), является ненормативным правовым актом, устанавливающим, изменяющим или отменяющим права и обязанности конкретных лиц. Санаторий был ознакомлен с названным Распоряжением, правом оспорить его в установленном порядке не воспользовался, а потому основания считать, что названное Распоряжение принято Комитетом с нарушением Правил N 167, у судов отсутствовали.
Коль скоро положения Правил N 167 и Порядка N 1677 обязательны для сторон публичного договора, Санаторий не мог не руководствоваться лимитами водоотведения, установленными для него Комитетом в порядке, предусмотренном этими нормативными актами.
Таким образом, установив факт превышения ответчиком в спорный период установленных Комитетом нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения), суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованными требования Предприятия о взыскании с ответчика задолженности.
Размер пеней проверен судами и признан правильным.
Нормы материального и процессуального права судами не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А56-48192/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санаторий "Черная речка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.